Филинская Светлана
Консультация для педагогов и родителей «Безопасность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из определений безопасности – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Это означает, что безопасность ребенку гарантируют, прежде всего, взрослые. Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Каждый день мы читаем об авариях на дорогах с участием детей, о несчастных случаях на воде, о пропавших или заблудившихся детях. В прошлом году во многих регионах люди пострадали от лесных пожаров. Землетрясение в Японии наглядно показало значение правил безопасного поведения, которые в этой стране отлично знают и всегда соблюдают и взрослые, и дети. Именно знание правил помогло недавно остаться в живых 6-летнему ребенку, заблудившемуся в лесу в Ленинградской области. Он принял правильное решение: спрятаться в домике, закутаться в полиэтиленовый пакет и ждать. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит в нашей стране к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так, чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Безопасность детей“» размещена в разделах
В отличие от японцев, наши граждане к безопасности относятся по-особому: «Правила знаем, но выполнять не будем», «Это случилось с другим, со мной такое произойти не может». На предложение водителя пристегнуться ремнем безопасности может последовать ответ: «Да я не боюсь». Впрочем, и сами водители нередко просят пассажиров пристегнуться только тогда, когда подъезжают к патрульному посту. В ФГТ указана необходимость обучению детей правилам «дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства». Но современные дети – это и будущие водители, поэтому во многих странах обучают тому, что водитель должен быть пристегнут и не должен разговаривать по телефону во время езды. И эти правила дети сами включают в свои сюжетно-ролевые игры.
Одной из главных задач этой образовательной области является «формирование предпосылок экологического сознания», которое тесно связано с экологической безопасностью. В то же время многих педагогов удивляет, что эта важная задача оказалась включенной только в эту образовательную область. Экологическое мировоззрение – категория, которая связана со всей жизнью ребенка и со всеми образовательными областями. В противном случае сформировать даже основы экологического сознания невозможно.
Конечно, выполнение правил безопасности должно контролироваться. Но проблема нередко заключается в том, что сами требования иногда противоречат друг другу. Так, в одном детском саду заведующую предупредили, что когда к ней с проверкой придут представители пожарной безопасности, ковры в коридорах должны быть прибиты (чтобы при пожаре люди не поскользнулись, но когда через два дня придут представители санэпиднадзора, эти же ковры должны лежать свободно (чтобы под ними не скапливалась пыль). К тому же требования меняются: в другом детском саду долгое время отстаивали удобство двухъярусных кроватей, но когда, наконец, не выдержали натиска проверяющих служб и начали распиливать кровати, вышли новые нормы СанПиНа, разрешающие наличие такой мебели.
Помимо привычных пожарной безопасности, безопасности на дорогах и во время купания большое значение имеет экологическая безопасность, обучение ребенка правилам общения с незнакомыми людьми, умению вести себя в случае различных непредвиденных чрезвычайных ситуаций. Есть и информационная безопасность, о которой мы пока практически не говорим.