Вера Чернявская
Консультация для педагогов и родителей. Конструктивно-модельная деятельность в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
«Конструктивно-модельная деятельность в младшем дошкольном возрасте»
Неотъемлемым условием успешного развития ребёнка младшего дошкольного возраста, является накопление представлений об окружающей действительности, приобретение опыта на основе общего развития малыша.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей, Конструктивно-модельная деятельность в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задаёт новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. В целевых ориентирах образования указано, что ребёнок с младшего дошкольного возраста должен проявлять интерес к продуктивной деятельности (лепке, аппликации, конструированию, рисованию). В контексте ФГОС ДО конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развивает интерес знакомство с различными видами конструкторов и их элементами. Прослеживается интеграция конструктивной деятельности с образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей, «Познавательное развитие» знакомит детей с величиной, цветом, формой и т. д.
Одним из видов детской деятельности, в которой проявляется творческая активность дошкольника, является конструктивно-модельная деятельность. Она способствует развитию мелкой моторики, и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. В полной мере творческая активность ребёнка признаётся главной основой его развития – в готовом виде знания не передаются, а осваиваются в процессе совместной игровой деятельности детьми, организованной педагогом. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений.
Что больше всего любят делать дети, на вопрос каждый с уверенностью ответит - играть. Игра – ведущий вид детской деятельности дошкольного возраста. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности для здоровья, они делают его жизнь содержательной, полной, дети осознают уверенность в своих силах с раннего возраста с удовольствием играют с конструкторами разного вида. Работа над постройками побуждает детей к общению со сверстниками, что очень важно для эмоционального благополучия в детском коллективе и для дальнейшего развития ребёнка. Используя при сооружении конструктивных построек из строительных конструкторских наборов, ребёнок ищет способы, как соединить или поставить детали, подбирает возможные варианты, для этого необходима наблюдательность, терпение и трудолюбие.
Различают несколько видов конструктивного материала :
- настольный строительный материал, предназначен для игр на столе.
- крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм: куб, цилиндр, параллелепипед, и другие, используются для построек на полу.
- усложнённые строительные конструкторы, представляющие отдельные части которого скрепляются между собой.
Дети знакомятся с разными деталями, запоминают их названия. Узнают, что разные формы имеют свои особенности: например, что у кирпичика стороны разные (две грани узкие и короткие, а две узкие и длинные две широкие и длинные, а у куба все одинаковые. Детали могут по – разному располагаться на плоскости (лежат, стоят на ребре, поставить друг на друга, приложить рядом, друг за другом, выше, ниже и т. д. Ребята учатся соотносить форму детали с учётом её конструктивных особенностей и свойств, оценивая на какую сторону деталь положить, сохраняя устойчивость конструкции. Всё это важно для умственного развития дошкольника. Строительные игры развивают мышление, воображение, конструктивные способности, приучают к сосредоточенной, упорной деятельности, формированию самостоятельности, двигательной активности, пространственному ориентированию и т. д. Игры со строительным материалом знакомят детей с геометрическими формами, величиной, цветом, развивает чувство равновесия, обогащает словарь. Обогащение словарного запаса ребёнка происходит за счёт названий деталей, строительных действий (ставить, приложить, приставить, или названиями качеств и отношений, характеризующих предметы и действия с ними, их пространственное расположение (вверху, внизу, рядом, сбоку, длинный, короткий, широкий узкий и т. д.). Большое значение конструктивные игры имеют для развития мелкой моторики рук, кистей, развитие координации и силы движения пальцев рук детей дошкольного возраста. Всё это в целом активизирует деятельность системы анализа, влияет на интеллектуальное развитие и развитие речи. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности в ДОУ и школе.
Играя, ребёнок нагромождает строительные детали друг на друга, кирпичик на кирпичик, кубик на кубик не задумываясь об устойчивости постройки, падающие детали у малыша вызывают удивление, веселье, восторг… Но со временем, постепенно объёмный образ строительной постройки подсказывает ребёнку какой то образ похожего предмета на стульчик для куклы, дорожку для мишки, ворота для маленькой машины и т. д. Многократные повторы строительных игр, самостоятельная деятельность постепенно развивает у детей 3-4 лет, целенаправленный характер, умение ставить цель, так как в строительных играх ребёнок видит результат своей творческой деятельности. В этом возрасте у ребёнка складывается определённое представление о результате, того - что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка, к достижению желаемого результата, приобретая таким образом целенаправленность характера. Нацеленность на достижение желаемого результата, проявляя настойчивость продвигаясь к цели формируются важнейшие характеристики деятельности ребёнка, и личности в целом.
Для формирования этого ценного качества родители и педагоги должны :
- направлять на достижение результата;
- помогать «удерживать» цель.
Для этого детям младшего дошкольного возраста следует помогать с задумкой строительной игры, подбором материала для строительства.
Взрослый может предложить готовую постройку для рассматривания, обследования, изучения предложенного образца, из каких деталей построено, как расположены детали по отношению друг к другу. Показать детям, как можно обыграть постройку при помощи дополнительных мелких игрушек (матрёшки, машинки, животных, маленьких кукол, посуды, чтобы вызвать или закрепить интерес к конструктивно-модельному творчеству и желание строить самостоятельно. Так же можно использовать приём наблюдения во время прогулок за стойкой, работой строителей, различным строительным транспортом. Рассматривать с детьми альбомы, иллюстрации с изображением домов, необычных архитектурных зданий, мостов. Подобрать картинки грузового и строительного транспорта. На книжную полку подобрать книжки для малышей с яркими иллюстрациями про строителей, прочитать и разучить вместе с детьми стихи на строительные темы, в зоне строительных игр приготовить разные виды автомобилей, а для обыгрывания модели деревьев.
Не забываем хвалить малыша, радоваться и восхищаться вместе с ним его постройкам. Постепенно ребёнок приобретает элементарные строительные навыки, что в следствии позволяет учить его строить большие, совместные постройки: сказочный городок, комнату для куклы, гараж для машины и т. д. Главная цель конструкторско-модульных игр – заинтересованность ребёнка строительным материалом, направленность его активности на созидательную, творческую деятельность.