Светлана Касимова
Консультация для педагогов «Использование мяча в ООД по физическому развитию» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование мяча в ООД по физическому развитию, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
В соответствии с действующим законодательством, в настоящее время реализуются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 года №655. Одним из отличий ФГТ является замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей в таких образовательных областях, как «Познание», «Здоровье», «Физическая культура» и т. д. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности и основана на ней: Пример – «Физическая культура» основана на двигательной деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование мяча в ООД по физическому развитию“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Но на сегодняшний день основной формой обучения детей дошкольного возраста физическими упражнениями является физкультурное занятие.
Их назначение:
• Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные физические нагрузки;
• Удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;
• Формировать двигательные умения и навыки, физические качества.
Иными словами, на физкультурных занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Различают следующие типы физкультурных занятий:
1. Занятия учебно-тренировочного характера (это традиционные занятия, которые составляют примерно 50% всех физкультурных занятий с детьми) ;
2. Игровые занятия (это физкультурные занятия, построенные на подвижных играх и игровых упражнениях разной степени подвижности) ;
3. Сюжетные занятия (содержание таких занятий, как правило, построено на сюжете одной из сказок, рассказов: «Колобок», «Теремок», «Цветик-семицветик» и др. в сюжет вводится игровой персонаж – «Зайка», «Колобок» и др., который сопровождает занимающихся на протяжении всего занятия) .
4. Тематические занятия (содержание данного типа занятия строится на обучении одной из спортивных игр – «Бадминтон», «Городки», «Баскетбол», «Футбол» или на обучении спортивным упражнениям: катанию на велосипеде, самокате, ходьбе на лыжах, катанию на санках и т. д.) .
5. Комплексные занятия (данный тип занятий предполагает решение целого комплекса воспитательно-образовательных задач) ;
6. Контрольные занятия (проводятся, как правило, в начале и в конце учебного года и включают тестирование детей дошкольного возраста) ;
7. Занятия, проводимые на воздухе.
Взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия называют структурой физкультурного занятия. Занятие принято делить на три части: а) вводно-подготовительную (разминка, б) основную, в ходе которой решается комплекс задач программного содержания и в) заключительную, назначение которой восстановить пульс и дыхание.
Длительность занятий диктуется возрастом детей, их здоровьем и физической подготовленностью. В санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, указывается, что длительность занятия составляет:
- в младшей группе - 15 мин,
- в средней группе - 20 мин,
- в старшей группе - 25 мин,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Размещение и перемещение детей для выполнения заданий служат созданию оптимальных пространственных условий работы. Выделают фронтальный, индивидуальный, подгрупповой, поточный и посменный способ организации детей на занятии.
Успешное проведение занятия возможно только при серьезной подготовке к нему педагога. Педагогу необходимо проверить себя в произношении команд, продумать предлагаемые правила выполнения движений, подготовить место занятия и расположение инвентаря.
Важно отметить, что движения, которые предлагаются детям, должны восприниматься организмом как «мышечная радость», средство разностороннего развития, общения со сверстниками и как возможность самовыражения.
Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей. Моторная плотность занятия в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.
Музыка имеет существенное значение для проведения физкультурных занятий с детьми. Она создает радостное настроение и активизирует движения. Музыка оказывает положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Темп музыкального произведения во многом диктует интенсивность выполнения основных и общеразвивающих упражнений. Для каждого физкультурного занятия музыка подбирается отдельно, затем можно целые музыкальные программы переписывать на отдельные диски, кассеты.
С целью эффективного физического развития детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях используются различные мячи. Обычно мяч рассматривают, в основном, как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мяч.
Основная цель – учить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удерживать в одной руке, или большой надувной, который можно удерживать только двумя руками, осуществлять броски разной дольности и точности.
Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку.
Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов:
• Воздушный шарик;
• Большой надувной мяч;
• Теннисные мячи (диаметром 5-6 см) ;
• Мячи от пинг-понга;
• Спортивные резиновые мячи (средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см)
• Тряпичные мячи;
• Ватные мячи;
• Клубки из ниток;
• Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей.
Действие с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность в движении.
Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает детям приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча».
Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое – пятеро и играет с ними.
Мяч для детей от 2 до 7 лет имеет различные размеры, назначения и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».
Маленькие дети с удовольствием бросают, катают мячи, метают в цель, в корзину. Такие движения нравятся ребенку своей доступностью, они не требуют точно зафиксированного способа выполнения.
Мяч может быть брошен с меньшим или большим усилием в любом направлении. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками, сразу или после отскока от земли, от стены, от других предметов. После формирования навыка бросания дети овладевают умением метать мяч. Движения бросания и метания по сути отличаются друг от друга. Метание отличается от бросания более широкими и активными движениями не только рук, но и ног, туловища. Катание тренирует мышцы пальцев и кисти, приучает соотнести мышечные усилия и направление мяча. Катать мяч можно в определенном направлении, между воротцами, по узкой дорожке, змейкой, друг к другу. (См приложение).
Подбрасывать и ловить – более сложные движения, требующие хорошего глазомера. Полезно подбрасывание мяча вверх, оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом. Это упражнение помимо укрепления мышц плечевого пояса способствует улучшению осанки.
Упражнения по метанию в цель важны для гармонического развития рук, для профилактики проявления осанки, развития координации движения, умения ориентироваться в пространстве, для обучения различным приемам игры в мяч, развития опорно-двигательного аппарата, а также профилактики его заболеваний.
Практические занятия:
1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками;
2. Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова поймать его;
3. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его;
4. Подбросить мяч, как можно выше.
5. Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше;
6. Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету стоя на месте.
7. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
8. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руами.
9. Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, стоя на рсстоянии 1, 5 – 2 м.
10. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.
11. Бросить мяч в цель на расстояние.
12. Бросить мяч в центральный круг от периметра большого круга по различным мишеням:
• Кегли;
• Кубики;
• Фигурки;
13. Одним мячом на разных расстояниях (от1 до 3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.
14. Поставить кеглю на пол на расстоянии от1 до 3 м. ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.
15. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.
16. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.
17. Стоя по кругу на расстоянии 1, 5 – 2 м бросать мяч друг другу так, чтобы он не упал на пол.
18. Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3м и бросать мяч одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину.
19. С небольшой горки сначала катить мяч, с потом бежать за ним.
20. Закатывать мяч в лунку на расстоянии от 1 до 3м.
21. Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколько мячей в одном направлении.