Ирина Баранова
Консультация для педагогов «Методы и приемы работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы в ДОУ»
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ведь ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, пофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФОП ДО.
Публикация «Консультация для педагогов „Методы и приемы работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мировоззрение, делать его интересным, полным необычных открытий. Интерес к книге закладывается в дошкольном возрасте в семье, детском саду.
Поэтому одна из основных задач взрослых – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Для чего нужно читать книги?
1. Умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
2. Умение вести координированный диалог между взрослым и ребенком, между детьми.
3. Умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
4. Умение составлять рассказы на основе личного опыта и сочинять сказки.
Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель никогда не перегибает книгу, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает недовольство, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только совместно с взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги – наши друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.
Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-пространственной среды группы. Красочно оформленный книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.
Педагогами группы оформляются книжные уголки, которые имеют следующие содержание:
-наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
-разнообразие литературы по жанрам (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги);
-наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы);
-выделяются “Полочки умных книг”, “Читаем сами”;
-оформляется “Книжкина больница” для книг, правила обращения с книгой. (Детей учат бережному отношению к книгам)
Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, необходимо правильно отобрать произведения для чтения и рассказывания детям. Необходимо создать картотеку произведений для чтения и рассказывания детям. Создавая её, учитывают следующие критерии:
- идейная направленность;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Данные критерии отбора позволяют эффективно использовать разнообразные методы, приёмы и формы приобщения детей к чтению.
Можно использовать следующие методы ознакомления детей с художественной литературой:
- словесные (чтение, рассказывание, пересказ художественных произведений, заучивание стихотворений);
- игровые (дидактические игры, инсценировки, театрализованная деятельность);
- практические (отражение впечатлений от прочитанного в продуктивной деятельности);
- наглядные (показ иллюстраций, картин, презентаций, оформление выставок).
Самый простой и понятный это чтение или рассказывание произведения. Можно зачитывать несколько произведений, объединённых одной темой, например, о природе, животных. Можно прибегнуть к методу объединению произведений, которые имеют отношение к различным видам искусства (читать произведение, а дети будут рассматривать репродукции, тематики произведений должны перекликаться друг с другом). Чтение художественного произведения может сопровождаться прослушиванием музыки. Музыка создает настроение произведения и усиливает воздействие на эмоции ребенка. Можно использовать элементы наглядности (настольный театр, теневой театр, кукольный театр, диафильм)
Для лучшего восприятия текста детьми применяют такие современные приёмы, как:
- словесное рисование (описание картин, которые возникли в воображении слушателя при чтении литературного произведения);
- графическое рисование (дети делают зарисовки по прочитанному, выражая своё отношение к нему);
- составление картинного плана текста (дети рассказывают текст по картинкам);
- модельный план (при рассказывании используются модели-схемы);
- рассказывание по ролям;
- рассказ от лица героя;
- стилистический анализ текста (детям предлагается проявить фантазию, предложить своё продолжение, концовку).
Использование данных приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.
Приобщение детей к художественной литературе осуществляется в разных формах работы с детьми: викторины, читательские пятиминутки, на которых дети ежедневно рассказывают о прочитанном, экскурсии, конкурсы чтецов.
1. Пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменение конца сказки.
2. Сочинение новой сказки с персонажами известных сказок.
3. Обсуждение произведений известных художников на тему сказок.
4. Постановка театрализованных представлений с участием детей по
известным сказкам.
5. Проведение интегрированных занятий.
6. Проектная деятельность.
7. Организация занятий-экскурсий в библиотеку.
8. Литературные викторины.
9. Книжные выставки, мини-музеи книги.
10. Путешествия по следам сказочных героев;
11. Литературные ярмарки.
12. Создание книг-самоделок, рукописных книг.
13. Лэпбук.
Наиболее увлекательной и результативной инновационной формой работы по приобщению детей к книге и чтению является создание рукописных книг, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя или родителей придумывают рассказы или сказки.
Многие воспитательные задачи помогают решить материалы, собранные в лэпбуке. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Лэпбук - это самодельная книга-раскладушка (формата А3 или А4, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, аппликаций. Вся информация в нем соответствует определённой теме. Материал подаётся в виде стихотворений, загадок, рисунков, которые ребенок создает и сочиняет сам. Лэпбук помогает обобщить знания детей и обогатить развивающую среду.
Также к инновационным формам работы с дошкольниками относят буккросинг.
Буккроссинг – это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. Процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Это своеобразная, необычная библиотека, в которой нет сотрудников, потому что их функции выполняют любители чтения. Прочитанные книги оставляют в специально оговоренных местах для того, чтобы ими смогли воспользоваться другие последователи этого удивительного движения.
Чтобы вызвать интерес у детей к художественной литературе, также применяются следующие методы:
• Знакомые герои в новых обстоятельствах: данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.
• Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц: дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.
• Экстремальные ситуации в знакомых сказках, рассказах: взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.
• Сказки из мусора: не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.
• Истории о бытовых предметах: детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.
• Истории из «живых» капель и клякс: интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки.
• Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года: на основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.
• Коллаж из сказок: дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.
• Истории и сказки по-новому: метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Однако, чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной является работа по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе.
Таким образом, использование традиционных и инновационных образовательных методов, и форм позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к лучшим произведениям художественной литературы, в приобщении детей к чтению.