Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Самоактуализация личности»

Юлия Белозерова
Консультация для педагогов «Самоактуализация личности»

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Белозерова Ю. Н.

САМОАКТУАЛЬНОСТЬ – это естественная потребность человека в развитии своих потенциалов. В пирамиде Абрахама Маслоу внизу находятся физиологические потребности человека, затем – потребность в любви, а на верху пирамиды находится потребность в самоактуализации, а потом в самореализации.

Публикация «Консультация для педагогов „Самоактуализация личности“» размещена в разделах

К 42-45 годам у человека отправная точка, когда мы отдаем то, что знаем (мы мудры). К этим годам идет переоценка жизненных ценностей (школа, институт закончены, замужем, дети, внуки, все есть, а что дальше? Женщина начинает глупеть. Наступает время переоценки жизненных установок, это отражается и на профессиональной деятельности.

Когда у человека накладывается много агрессии, начинается саботаж (сплетни, ругань, чтобы избавиться от внутреннего негативизма, педагог начинает «кусать» коллег, близких, иногда родителей и др. Существует «закон отзеркаливания» : какие мы, такие и люди вокруг. Люди и события – это, то зеркало, которое нас отражает, когда сама меняюсь, то и людей начинаю видеть другими. Существует психологическая проекция – тот человек, который нас раздражает, это часть нашей проекции, которую мы не принимаем.

Обида – это замороженный гнев, а он вызывает психосоматические заболевания, т. е. все болезни от одной причины – это гнев, обиды, поселенные в теле они не куда не деваются, остаются в организме, как в помойном ведре. Печень особенно собирает все это. И кому от этого лучше?

Существует много способов подняться в пирамиде, т. е. от физиологического к духовному. Если мы поднимаемся выше, то за время «в пути» убирается гордыня человека, грехи, негатив и этот человек сам помогает другим. «Каждому человеку в жизни надо «вычеловечиться» (А. Блок). Способов тут много – это религия, йога, тренинги, существуют и другие способы и практики:

1. Нахождение себя в пространстве здесь и сейчас (ориентация во времени)

2. Техника «Ассоциирования» - это главная антистрессовая техника

3. Аутосимпатия (любовь к себе)

4. Иррациональные убеждения.

Мы все живем одну жизнь, но у каждого своя траектория, а мы часто перескакиваем на чужую траекторию и свою запускаем (мама и ребенок, учитель и ученик). Каждый человек носит с собой свое настроение. И нас притягивает тот человек, который носит положительный заряд, и тогда один положительно заряженный человек притягивает другого положительно заряженного человека, третьего и т. д., в итоге создается позитивное общение, позитивная атмосфера в коллективе. Необходимо всегда контролировать свое лицо, свою маску, чтобы притягивать других людей в коллективе. В коллективе всегда существует 3 зоны: зона страха, зона масок, зона любви и самоодобрения. За счет уменьшения 1 и 2 зоны, мы должны расширять 3 зону, зону любви и самоодобрения. Страхов у нас много и часто они у нас на лице, нужно за этим следить и убирать это с лица, с этими страхами нужно бороться. Самый удачный способ борьбы – это коллективное творческое дело. Бывает и так, мы к человеку позитивно обращаемся, а он отзеркаливает негативно, в нем 80% (+) и 20%(-) и эти 20% 10-кратно увеличиваются, потому что мы не опираемся на его положительные качества, а видим только плохое в нем. Мы часто обидим человека и сами же мучаемся. А надо научиться делать упор на позитив в человеке в общении, тогда создается положительная атмосфера и отзеркаливать тот человек будет положительную энергию. Вот тут и сработает

ФОРМУЛА УСПЕХА по Эйнштейну:

А = X + Y + Z

Где X –работоспособность, Y – отношение к жизни как к игре, Z – умение вовремя молчать, А – успех.

X – умение хорошо работать и хорошо отдыхать;

Y – отношение к жизни как к игре, т. е. каждая игра имеет свои правила: что-то можно делать, а что-то нельзя. Но жизнь имеет свои правила, где что-то можно делать, а что-то нельзя! Эти правила жизни надо четко установить, прописать и четко выполнять.

Z – умение вовремя молчать, т. е. пока я разговариваю, то пропускаю что-то важное.

Когда каждый человек около нас счастлив – работает ФОРМУЛА УСПЕХА. Вот основные позиции (условия ее работы) :

1).Необходимо вокруг себя в коллективе создавать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, чтобы возникало вдохновение (состояние любви и радости, чтобы возникало желание отдавать, а не брать) и только при таких условиях будет работать ФОРМУЛА УСПЕХА.

2). Человек не рождается, чтобы нам портить отношения, просто он такой и к нему надо относиться бережно. Чтобы нас не коснулся его негатив. А для этого не надо загонять человека в угол!

3). Надо уметь договариваться и приподнимать человека над собой, он всегда это оценит и будет стремиться стать лучше. Надо оставлять человеку пространство для роста его, надо хвалить.

4). Хвалить человека за то, что он делает, а не ругай его за то, что он не делает.

5). Правильно выдвигай требования собеседнику, но требования надо выдвигать без слова «НЕ» (Не приносите мне этот суп, а надо: Я этот суп не люблю, хочу другой).

6).Никогда не показывай человеку, что он дурак, а вы умный. Если вы ему это не скажите, он это это додумает.

Любые наши отрицательные действия могут вызвать противодействие, и назревает конфликт, будет создаваться непримиримая атмосфера.

В мир мы должны отправлять радость, свет, а не конфликт.

Способы и ориентация на достижение успеха.

Чтобы добиться успеха в каком-либо деле, необходимо поставить четкую и ясную цель. Что же такое цель?

Цель – это модель будущих результатов.

Компоненты цели включают:

а). результат

б). эффективность (те затраты, та цена, которую надо заплатить). Чем больше эффективность, тем меньше затраты, меньше усилий надо приложить.

в).технологии повышения эффективности (тут важна система).

Такая технология, как интенсификация («копай глубже, копай дольше», повышение скорости трудовых процессов, изжила себя: в итоге сложился печальный результат (одно светлое строим, другое и т. д., в итоге полная деградация рынка труда. Для того, чтобы выполнить 70% трудовых ресурсов, нужно до 70 лет увеличить пенсионный возраст. Среди рабочей силы сейчас 2/3 женщины. На западе давно используют такую технологию как РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (рацио – разум)- это уважительное, хозяйское отношение к ресурсам трудовым, чтобы эти ресурсы были постоянно восстановлены.

РЕСУРСЫ, РЕЗЕРВЫ, ПОТЕНЦИАЛ - стали использовать лет 20-25 назад у нас в стране. Бытует мнение, что у нас до сих пор труд – это тяжкая доля, а на Западе – источник радости, доходов. Доля истины в этом есть, если не учитывать потенциал человека.

ПОТЕНЦИАЛ – это имеется в виду психофизиологический потенциал, это особая психологическая организация, она эксклюзивна для каждого из нас (темперамент, особенности деятельности, психологическая выносливость, работоспособность, а работоспособность определяется состоянием здоровья.

Что такое ЗДОРОВЬЕ? По определению ВОЗ – это полная гармония между психическим и физическим состоянием человека, его возможностями, потребностями, ожиданиями и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет организация, в которой он работает, общество, в котором он живет. У нас полный дисбаланс, поэтому полная неудовлетворенность нашей жизнью.

Квалификационный потенциал – это знания, умения, навыки, способности, опыт, которые позволяют человеку выполнять определенные виды работ, определенной сложности. Тут все у нас в порядке, а в личностном плане у нас дисбаланс, чем выше профессионализм, тем выше ожидания его. Поэтому интеллектуальный вклад во всем мире ценится, гораздо выше физического вклада.

Личностный потенциал – перечень свойств, качеств человека. Например, Коммуникативный потенциал– наиболее важный.

Креативный потенциал – вложение творчества в работу.

Духовно-нравственный потенциал – это то, что мы закладываем в душу ребенка и то, что нам заложили в душу наши воспитатели и общество.

Субъективный потенциал – это потенциал свойственен личности с учетом его индивидуальности. Джон Роттер изучал социальную адаптацию иностранцев, попавших в новую среду (США) и выяснил, что только из 3-х поколений этих людей социально адаптированы только одно поколение (последнее, а первые 2 поколения – маргиналы, асоциальные личности. Он разбил этих людей на 2 группы: интерналы – не просят ничего не у кого, сами всего добиваются. Экстерналы – это те, которые просят у всех помощи, посредством кого-то пытаются чего-либо добиться. И у нас, те люди, которые ничего не просят, а пытаются сами чего-то добиться, добиваются многого. Это и есть субъективность – механизм достижения успеха, это личностные ресурсы.

Квалификационный потенциал связан с компетентностью, а личностный потенциал связан с субъектностью. Мы должны быть архитекторами своей судьбы. У нас персональная ответственность не формировалась, а только коллективная ответственность. На компетентность, интернальную стратегию надо обратить свое внимание. Добиваться успехов надо не путем интенсификации, а путем рационализации. Если лошадь затратит 60% своего трудового потенциала, прежде чем упасть, то человек 15% всего трудового потенциала выполнит и свалится. Человек может 100 лет жить и более, если не интенсивно работать, а рационально использовать свои ресурсы, труд надо сделать оптимальным, эффективным. Так считал Ф. У. Тейлор- американский инженер, основоположник менеджмента, как рациональной системы управления, основанной на рациональном использовании всех ресурсов и их развития.

Что нужно сделать, что бы рационально использовать потенциал?

Трудовой потенциал личности – это возможность количественного и качественного труда, который проявляется в персонифицированной рабочей силе, способной к труду, которая может, использоваться (результаты деятельности) или не использоваться (упущенные возможности).

3 основных причины недоиспользованности рабочего потенциала:

1). недостаток знаний по самоуправлению, по самоорганизации

(персональный имиджмент);

2). волевая недостаточность (безволие и лень);

3).отсутствие знаний по человековедческой технологии, менеджменту в структуре ежедневного труда на уровне привычки (автоматический навык).

Потенциал может быть использованным только при постоянной реализации

(пример со спортсменом, который все время занимался своим спортом, а потом его резко бросил).

Советы для успешного, эффективного труда педагога :

1).необходимо следить за собой, поддерживать физическое и психоэмоциональное здоровье. Вести здоровый образ жизни;

2).соблюдать баланс интеллектуальной, физической, психологической нагрузок, чтобы не было гиподинамии (фитнесс, больше двигаться с детьми);

3).баланс сна и бодрствования, 8 часов в сутки необходимо спать;

4).уменьшение вредных привычек. Много отнимает энергии: алкоголь, курение и др.

5). планирование своего рабочего дня надо делать с вечера, а лучше планировать на длительный срок, с точки зрения жизненного профессионального успеха. Нужно помнить, что аритмичность в работе повышает стрессы (это когда за одно беремся, другое бросаем, недоделав его – хватаемся за третье).

6). это энергия и жизнестойкость. Мышление в позитивном ключе всегда приведет к успеху, а в отрицательном – к разрушению;

Хотелось бы добиться больших успехов в работе. Что же такое УСПЕХ?

Мы все ориентированы на достижение успеха, а если неориентирован человек, значит он не здоров. Идет в течение времени у человека 2 процесса: накопление знаний и использование этих знаний, используя профессиональное мышление, которое должно быть у каждого педагога а для этого надо побольше набирать профессиональных глубоких знаний, профессиональных терминологий. Тут формируется атрактивный профессиональный имидж – использование в речи профессионализмов, не должно быть бытовой тарабарщины.

Итак, У С П Е Х - это удачное, эффективное достижение намеченной цели,

и преодоление трех основных причин (выше указанных, это и преодоление себя! Это восхождение к чему-то более высокому, что связано с переживанием комфорта, счастья. Психология законченного действия, все это вызывает эйфорию, комфорт.

И еще один совет философа Ф. Гегеля: «Ветер дует в паруса того судна, капитан которого знает в какую гавань плыть… .Отсутствие целей – это движение в дурную бесконечность»

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные методы обучения в совместной образовательной деятельности педагогов с дошкольниками» Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для родителей «Развитие личности ребенка дошкольного возраста» Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания –любовь.

Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии творческой личности ребенка» Роль семьи в развитии творческой личности ребенка Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают.

Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

Консультация для воспитателей «Труд и формирование личности ребенка» Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Трудовая.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Самоактуализация личности»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 09:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД