Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Наталия Гопина
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

МБДОУ «Д/с г. Багратионовска», Воспитатель: Гопина Н. В.

Актуальность народных подвижных игр:

Публикация «Консультация для педагогов „Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

В настоящее время наша страна переживает один из непростых периодов. И проблема заключается в том, что в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

В последнее время в детской игре заметно присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, жадность. И перед нами встаёт задача научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми и справедливыми.

Самый верный путь к этому – это приобщение дошкольников к русской народной культуре через народные подвижные игры.

Через эти игры ребёнок не только овладевает родным языком, осваивая его красоту и лаконичность, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе опыт человечества, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции русского народа.

Народные подвижные игры представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей. Такая игра учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т. е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь.

Народные подвижные игры, являются неотъемлемой частью приобщения детей к русской народной культуре. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые.

Чтобы работа по приобщению дошкольников к русской народной культуре велась целенаправленно и систематически необходимо планировать народные подвижные игры в различных видах деятельности дошкольников –

- в образовательной деятельности,

- утренней гимнастике, прогулке,

- развлечениях и праздниках,

- самостоятельной игровой деятельности.

Для наиболее эффективной работы в данном направлении на каждый возрастной период детей необходима картотека народных подвижных игр. В ней должны быть даны описания игр, задачи и правила.

Народная подвижная игра может способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры при соблюдении ряда условий:

- Правильная организация и руководство игрой

- Правильно сформированная мотивация

- Многообразие народных подвижных игр, их эстетичность и привлекательность

- Учет индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов

Классификация народных подвижных игр:

- Хороводные

- Игры – забавы

- Состязательные игры

- Сезонные (обрядовые)

- Игры – Ловишки

- Бытовые

- Драматические (с элементами театрализованного действия)

- Игры, отражающие отношение человека к природе

Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора ведущего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело и без обмана и обид.

Дошкольники активно участвуют в народных подвижных играх во время образовательной деятельности. Например, на занятиях по физическому развитию они с радостью откликаются на предложение поиграть в игры Ловишки и состязательные игры:

- «У медведя во бору»

- «Воробушки и кот»

- «Мы весёлые ребята»

- «Мяч к верху»

- «Салки» и др.

В других видах образовательной деятельности можно использовать игры малой подвижности, например для проведения физкультминуток подойдут такие игры как:

- «По ровненькой дорожке»

- «Пузырь»

- «Карусель»,

- «Колпачок» и др.

Они помогают детям размяться и ненадолго отключиться от занятия, получив порцию положительных эмоций.

Игры малой подвижности необходимо включать и в утреннюю гимнастику, проводя их в заключении комплекса.

Во время образовательной деятельности по познавательному развитию детей очень кстати приходятся календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их возраста к возрасту. В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мирровозрении. Это такие игры как:

- Утки и гуси»

- «Капуста»

- «Морская фигура» и др.

Очень большое значение в приобщении детей к истокам русской народной культуры и воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Чаще всего их используют во время проведения праздников, развлечений, музыкальных занятий. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу. Это такие игры как:

- «Каравай»

- «Заря, заряница»

- «Петушок»

- «Ворон» и др.

С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков. Получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, терпимости и справедливости.

Во время проведения в детском саду сезонно – обрядовых праздников тоже используются народные подвижные игры.

Например на масленицу дети вместе с педагогами с удовольствием участвуют в играх :

- «Гори, гори ясно»

- «Два Мороза»

- «Горелки»

- «Масленица»

- «Золотые ворота»

- «Ручеёк» и др.

Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Очень значительное место занимают народные подвижные игры на прогулке. Дети себя чувствуют на улице более раскованно, поэтому здесь им можно предложить любые народные подвижные игры:

- «Гуси – гуси»

- «Мороз – красный нос»

- «Пчёлки и ласточка»

- «Волк и овцы»

- «Птицелов»

- «Стрекозы»

- «Стадо»

- «Краски» и др.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами русских народных подвижных игр показывает:

- Что дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определённые правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками.

- Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

- Способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей

- Приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны

- Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка.

Спонтанность народной подвижной игры, отсутствие дидактических задач делает их привлекательными «свежими». Неудивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Народные подвижные игры для дошкольников Как правило, малыши быстро утомляются, не могут сидеть долго и фиксировать внимание на чем-то одном. Проводите самые простые, но достаточно.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 2 марта 2023 в 14:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Гопина (УИ 1234610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД