МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей»

Паршина Светлана Николаевна
Консультация для педагогов «Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей»

«Общение с природой

как составляющая развития коммуникативных навыков детей»

В последнее время внимание нас, педагогов, все больше привлекают проблемы общения.

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Нам известно, что через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя, природу.

Публикация «Консультация для педагогов „Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей“» размещена в разделах

В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Необходимо вводить малыша в мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что то новое, рос настоящим исследователем. Тогда каждый его шаг будет путешествием к источникам чудес природы.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. И поэтому ему помогаем мы, педагоги.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.

Действительно, всё чаще мы, взрослые сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что сейчас лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей. В работе с воспитанниками нашего детского сада мы тоже увидели проблемы взаимоотношений между дошкольниками. А также наблюдали конфликтные ситуации, которые периодически возникали. Дети не умели договариваться, часто ссорились, не слышали и не слушали друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом.

Изучив много информации, опыт других педагогов, мы сделали выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Для всех не секрет, что именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают и показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами. И порой замечает то, что не видим мы, взрослые. Они видят всё : трудолюбивую пчёлку на цветочке в саду, крохотного паучка в густой траве. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир.

Одним из важнейших условий реализации данной темы является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала познавательному и речевому развитию ребенка, формировала его как личность, а также способствовала формированию элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе имеется уголок экспериментирования, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Так же в группе есть уголок природы. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В уголке природы находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры, развивающие мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

В беседах о природе использовали в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, мы стараемся начать беседу рассказом из собственных наблюдений. А в процессе ее используем загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Мы с ребятами проводили беседы на такие темы, как: «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие животные», «Птицы родного края», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Водоемы родного края», «Как нужно вести на природе,, «Зачем нужно беречь природу, «Зеленая аптека» и др.

В нашем детском саду ознакомление детей с окружающей природой, экологическое воспитание осуществляется в повседневной жизни, на ООД, прогулках, экскурсиях в природу, играх, при чтении художественной литературы.

В своей работе мы активно используем эти формы работы. В нашем посёлке Маслова Пристань, что находится в Шебекинском районе Белгородской области, есть замечательный Сосновый бор, куда мы ходим с ребятами на экскурсии и прогулки. Очень часто организовываем походы вместе с родителями, что вызывает массу положительных эмоций у детей и родителей. Есть замечательное море, Белгородское водохранилище, как у нас его называют. Мы очень часто приходим сюда и любуемся его красотой в разное время года. Летом и весной, можно наблюдать за волнами и речными обитателями. Зимой- серебристым снегом на берегу и блеском льда.

Вместе с детьми мы наблюдаем за окружающей нас природой : за облаками, деревьями, насекомыми, какими-либо природными явлениями. Обсуждаем и сравниваем, какая погода была вчера и сегодня; как ведут себя насекомые, зависимо от природных условий (дождь или солнце, собираем листочки и веточки, которые в дальнейшем пригодятся нам для продуктивной деятельности. Затем, уже в группе, наши наблюдения перерастают в различные виды деятельности (творчество, опыты, игру, чтение художественной литературы).

Наше поколение трудно назвать читающим. Поэтому, большое внимание в своей работе уделяем чтению художественной литературы о живой и неживой природе; рассматриванию сюжетных картинок и составлению рассказов по ним. Вместе с родителями дети разрабатывают и оформляют пректы по данной теме. Живого общения с книгой, не заменит никакой компьютер или планшет, поэтому мы всегда разрешаем детям брать книги, рассматривать иллюстрации. Ведь если это запрещать делать, заботясь об их целостности, тогда интерес к книгам угаснет, а соответственно и к чтению. Детей заинтересовывают яркие картинки, и они начинают задавать вопросы, все вместе мы ищем ответы на эти вопросы, плавно переходя к прочтению какого-либо произведения.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В процессе общения с природой у детей, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность. Что в свою очередь помогает ответить на массу вопросов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, развитию коммуникативных способностей детей.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие. Эти черты, которые будут заложены в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

В результате проделанной работы:

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать впечатления через различные виды деятельности;

- развиваются речевые навыки детей;

- сформированы начала экологической культуры детей;

- дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

В заключении, можно сделать вывод, что природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Общение с природой, миром растений и животных способствует активному развитию у детей доброты, терпения, трудолюбия, милосердия, формированию коммуникативных навыков. Наблюдая за детьми, мы ещё раз убедились, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.

Перспективы: продолжить работу по этой теме, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу родителями, детьми по данному направлению.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологийДидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Общение с природой как составляющая развития коммуникативных навыков детей»
Опубликовано: 28 декабря 2020 в 22:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД