МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста»

Марина Гукова
Консультация для педагогов «Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Организация процесса математического

развития детей дошкольного возраста»

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать.

Я. А. Коменский

Публикация «Консультация для педагогов „Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Современные технологии логико- математического развития и обучения детей дошкольного возраста

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит прежде всего от того, что подлежит освоению, и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка.

Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так, то, объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Дня успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать сериационные зависимости и т. д.

Технология логико-математического развития, при реализации которого ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, - проблемно-игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.

Детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность (особенно в 5-6 лет, доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания и способного включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно -игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способ достижения (цели) и в случае отсутствия данного умения - освоить его здесь же, в этой ситуации. В сложившейся обстановке ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку; участие взрослого в выполнении или уточнении действия, речевых способов оценки и т. д. Сравнить, составить из элементов, взвесить, соединить, уменьшить - воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент и стимулирует его активность.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату.

Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста (2-3 года, 5-6 лет) в деятельности. Достигается это прежде всего через мотивацию; участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в детских видах деятельности. Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Современные логические и математические игры разнообразны. Отметим некоторые из них.

• Игры на объемное моделирование

• Игры на плоскостное моделирование.

• Игры из серии «Кубики и цвет».

• Игры на составление целого из частей.

Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и др.

• освоение детьми средств познания.

• овладение способами познания.

• накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка);

развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Деятельность в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс преобразования деятельности представлен осознанием способа выполнения и его преобразования, проговариванием, нахождением нового способа выполнения, модернизацией способа в условиях иной мотивации.

Принципы организации игр (С. А. Шмаков) :

• отсутствие принуждения;

развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

• поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

• взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

• переход от простейших форм и способов осуществления игровых действии к сложным.

Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущность игры; осознает, владеет ли ребенок действиями сравнения, обобщения, сосчитывания, измерения, классификации, умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Источником активности каждого ребенка является уровень развития у него математических представлений, освоения им средств познания (эталонов, речи, схем и моделей, овладения способами познания (сравнением, обследованием, счетом и измерением, классификацией). Опыт становится источником познания, ребенок совершенствует его в специально организованной предметно-игровой среде, в которой созданы условия для развития детской самодеятельности (самостоятельной деятельности).

В такой деятельности ребенок не только копирует действия взрослых (группирует, раскладывает, соотносит, считает и измеряет, но и, следуя игре собственного воображения, трансформирует опыт познания, создает свои ситуации, развивает сюжет, внося в него познавательные задачи, адресованные игрушкам, мнимым участникам игрового действия.

По мере освоения игр (совместно со взрослым и в самодеятельности) ребенок переходит к участию в них на более высоком уровне. Это, как правило, вновь возникающие игры со взрослыми или успешно играющими в них детьми. Отличием от игр на более раннем этапе является внесение ребенком изменений в сюжет, проявление элементов творчества, преобразование хода поиска ответов, более яркая эмоциональная насыщенность игры.

Результатом освоения ребенком игр станет развитие у него интереса к познанию «Хочу все знать!», к участию в играх, как индивидуальных, так и коллективных. Заявления ребенка «Хочу играть!», «Хочу новую игру!», «Хочу играть по-другому'», «Хочу играть с., (называет сверстника, хорошо владеющего игрой)», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, ЧТО так мало.» следует только приветствовать. Значит, у него развивается умение думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:

1) игры со взрослыми и сверстниками (совместные);

2) игры на уровне проявления самодеятельности;

3) игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения - способствовать развитию творческих способностей ребенка.

В проблемной ситуации для маленьких, так же, как и вообще в проблемном обучении, всегда складывается обстановка «потребности в познании». В психологии и педагогике проблемное обучение относят к развивающему. При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, но они могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности. Взрослый может, например, задать такие вопросы: «Как разрезать квадрат на треугольники?», «Сколько разных способов вы можете предложить?», «Если поменять местами цифры 2 и 8, что изменится?», «Можно ли при этом цифру 2 использовать в значении 8 (как 8?»

В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность. Например, рассмотрим занимательную задачу. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? Эта задача может стать частью проблемной ситуации о зависимости качественных характеристик параметров предметов от их пространственного расположения. Недлительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения ее; усиливает практическую направленность.

Литература

1. Вербенец А. М. Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования. / Методические советы к программе «Детство». - СПб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2007.

2. Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. 2-е изд. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

3. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами. / Сост. : Н. о. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. - СПб. : Корвет, 2001.

4. Давайте поиграем. / Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1999.

5. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Под ред. т. Н. Ерофеевой. э-- М. : изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.

6. Математика до школы : Пособие для воспитателей детских садов и родителей. / Сост. : А. А. Смоленцева, о. В. Пустовойт, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

7. Математика - это интересно : Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений / Авт. сос. : З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Публикации по теме:

Моя группа «Красная смородина»Моя группа «Красная смородина» Иммануил кант:«Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ.

Высказывания великих людей о воспитании «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеют считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 10:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гукова (УИ 133519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД