МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников»

ольга саматова
Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников»

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Цель песочной терапии : развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Общие условия организации песочной терапии

Публикация «Консультация для педагогов „Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Игрушки

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

• Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

Развивают мелкую моторику, глазомер.

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу).

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей. Расскажу о нескольких приемах и методах, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.

Артикуляционные упражнения Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке. ( Упражнения: «Лошадка», «Индюки», «Качели», «Часики», «Накажем непослушный язычок»)

Автоматизация звуков. Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах, одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.

([Р] круги, спиральки на песке, [С] насыпать горочку из песка, [Ш] дорожка для змейки и др.)

Развитие фонематического восприятия ( Игры : «Спрячь ручки», «Слоговые дорожки», «Два города»)

Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: логопед рисует на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

Игра «Нарисуй сказку». Логопед просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь, любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает детям нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т. д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто забавные рассказы.

«Сотри лишнее». Хорошая тренировка логического мышления, направленная также и на развитие речи ребенка. Рисуем на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист – цветок - дерево).

«Сад камней». Дети очень любят играть в песке со всевозможными камушками, ракушками и другим подручным материалом.

«Песочный дождик». Цель: регуляция мышечного напряжения, развитие мелкой ручной моторики. Описание: ребенку предлагается пересыпать песок из своих рук в песочницу, на ладони логопеда, на свою ладонь.

«Фигуры на песке». Цель: развитие пространственных представлений, зрительного внимания, изучение геометрического материала. Описание:ребенку предлагается начертить или построить на песке геометрические фигуры в определённом углу (нижний правый, верхний левый и т. д.) и назвать где и какая фигура находится.

«Найди букву» (вариант игры «Волшебный мешочек»). Цель: развитие мелкой ручной моторики, тактильной чувствительности, фонематического слуха, автоматизация поставленного звука. Описание: ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке буквы (все или определённую) или игрушки в названии которых есть заданный (автоматизируемый) звук.

«Буквы на песке». Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики. Описание: ребенку предлагается из ряда произносимых логопедом звуков услышать заданный и написать соответствующую ему букву на песке.

Занимаясь с детьми, нужно не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников, устраивать специальные логопедические практикумы и мастер классы. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома – развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

В результате использования элементов песочной терапии происходит логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи и положительного эмоционального состояния детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игротерапия» Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения» Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной.

Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ» Старший воспитатель Финько Наталья Ивановна МДБОУ «Детский.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Консультация для родителей «Роль оригами в развитии речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников» «Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка. Звезды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Песочная игротерапия в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2018 в 05:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД