Приложение МААМ

Консультация для педагогов по теме «Использование устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками»

ирина сорокина
Консультация для педагогов по теме «Использование устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов по теме «Использование устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками"

Детство- начало жизни, её заря, рассвет. И как рассвет многое может рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка. Педагог может наполнить радостью и светом жизнь ребенка, развлекая и обучая его. Ведь точно установлено: познавательная активность высока тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально- чувственную сферу ребёнка, а также в процессе его ежедневной деятельности. Поэтому приходишь к выводу: организовать режимные моменты, провести игру- занятие, встретить новичка, успокоить не в меру «расходившихся» малышей могут помочь пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность, любовь к детям.

Публикация «Консультация для педагогов по теме „Использование устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками“» размещена в разделах

Немного раскрою виды малых фольклорных жанров

Колыбельная песня- один из древнейших жанров фольклора, песня сопровождающаяся мерным покачиванием, в котором важен ритм.

Нередко в своей практике для плохо засыпающих детей использую колыбельные песни :

1. Люли – люли-люленьки!

где вы, где вы гуленьки!

Прилетайте на кровать

Начинайте ворковать.

Люли- люли-люленьки!

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье, спите на здоровье;

2. Баю-баюшки-баю

Не ложись на краю,

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит в лесок

Под ракитовый кусток.

Ты волчок к нам не ходи,

Наших деток не буди и некоторые другие.

Пестушка- (от слова пестовать, нянчить, холить)- короткий стихотворный напев, ей можно сопровождать режимные моменты в течение дня и некоторые сложившиеся ситуации. Например:

Большие ноги шли по дороге

Топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ

Топ, топ, топ, топ.

Использую в утренней гимнастики;

Во время умывания с детьми поё м:

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся вот так,

Маме улыбаемся, вот так или:

Водичка, водичка,

Умой деткам личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Перед обедом:

Пошёл котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Самому ли съесть или

Ребятам снесть,

Я и сам откушу и

Ребятам отнесу.

Во время обеда (если ребёнок плохо ест)

Идёт коза рогатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ, топ,

Глазками хлоп, хлоп.

Кто кашу не ест, молока не пьёт

Забодаю, забодаю!

Если ребёнок плачет при расставании с мамой

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесёт орешки, для Маратика потешки,

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

Если ударился ребёнок и плачет.

У собачки боли,

У киски боли,

А у Анечки всё заживи

Потешка- песенка- приговорка, сопутствующая игре с пальчиками, руками и ногами ребёнка. Примеры: «Сорока- сорока», «Мальчик, пальчик, где ты был», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик папочка» и многое другое

Прибаутка (от слова баять, т. е. рассказывать)- стихотворная короткая весёлая история, используем перед занятием, или на занятиях на физминутках.

«Идёт коза по лесу», «Как у нашего кота», (использую для большего интереса шапочки персонажей)

Сова, совинька, сова,

Большая голова.

На колу сидела.

В стороны глядела.

Головой вертела.

Пословица (поучает чему- то)

Дорога ложка к обеду. Под лежачий камень вода не течёт. В гостях хорошо, а дома лучше

Заклички- один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Через заклички люди просили богатого урожая, здоровья, счастья, богатства.

Солнышко – вёдрышко,

Взойди поскорей, освяти, обогрей…

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Считалка- небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Используем перед играми например кто в игре будет мишкой или жучком и т. д.

Белки зайцев угощали,

И морковку продавали,

Все орешки сами съели

А водить тебе велели;

Шёл баран, по крутым горам

Нашёл травку, положил на лавку

Кто её возмёт. Тот водить пойдёт.

Скороговорка- фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношнение слов.

Использую как индивидуальную работу с детьми. Например:

Стоит гора, в горе нора

В норе зверёк, зовут сурок;

Фрол Маринке и Иринке, подарил по мандаринке

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной форме. Использую с детьми, как в свободное время, так и на занятиях смотрю по теме. Например:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый, красота,

Кто это – лиса; или

Всех боится он в лису,

Волка, филина, лису, прячется,спасаясь длинноухий – заяц и др.

Малые формы фольклора дают возможность в доступной форме обучать детей, как в повседневной жизни, т. е в режимных моментах, так и на занятиях.

Практика показывает, что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формируется процесс звукопроизношения. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей малыша, побуждает к подражанию, совершенствует ум. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что потешки, прибаутки, скороговорки развивают в детях чутьё к красотам родного языка. Они дают возможность приобрести чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность речи.

Публикации по теме:

Детство пахнет пенкой от вареньяДетство пахнет пенкой от варенья Картинка: Евгения Гапчинская Детство пахнет пенкой от варенья, Пирогом с картошкой во дворе Дачно-огородного селенья И шубейкой мокрой.

Педсовет. Брейн-ринг «Развитие речи — как важный аспект подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» Подготовка к педсовету: - консультация логопеда "Речевое развитие детей" - Проведение тематического контроля по теме "Развитие речи" по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по теме «Использование устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 14:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов по теме «Использование устного народного творчества в работе с младшими дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем ирина сорокина (УИ 117813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД