Сумбуль Искужина
Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в том, что театрализованная игра доступный вид искусства для детей, возможность удовлетворить желание и интересы, знакомство с окружающим миром, речевое развитие, источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Основные задачи в работе над темой: совершенствование артистических навыков детей, раскрепощение детей, работа над речью и интонацией и последовательное знакомство детей с различными видами театра. Для того, чтобы добиться более высоких результатов с детьми по данному направлению, следует в работу включать различные виды деятельности:
- Театральная игра.
- Ритмопластика.
- Культура и техника речи.
- Основы театральной культуры.
- Работа над спектаклем.
Театрализованные игры пронизывают все учебные и режимные моменты. В образовательную деятельность можно включать специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например, «Толстячки и худышки», «Кислый лимон», «Гномики», «Весёлые жучки». Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря этим упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Для формирования правильного речевого дыхания можно использовать такие игры, как «Надуй шар», «Насос», «Игра в слова», «Чудо лесенка», где каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса. А также игры для снятия зажатости и напряжения ребенка «Сосулька», «Воздушный шар», «Деревянные и тряпичные куклы», «Стряхнуть воду с платочков», «Торт».
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазии ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр («Гуси-лебеди», «Лисичка», «Кукла», «Добрые волшебники».)
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
• развитие двигательных способностей детей (ловкости подвижности, гибкости, выносливости);
• развитие пластической выразительности (ритмичности музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
• развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например, «Белочка», «Гномики», «Замок», «Зимняя сказка».
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са - вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, т. е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно). Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Театр в жизни ребенка - это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.