Получи документы

Долгосрочный творческо-информационный проект. Театрализованные игры для развития творческих способностей

Ирина Гареева
Долгосрочный творческо-информационный проект. Театрализованные игры для развития творческих способностей

Долгосрочный творческо-информационный проект.

Театрализованные игры для развития творческих способностей

Вид проекта: творческо-информационный, долгосрочный

Сроки реализации:

1. Подготовительный (формирующий) - (сентябрь)

2. Основной (практический) - (октябрь-апрель)

3. Заключительный - (май)

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, родители.

Место реализации: МДОУ №1 «Аленушка», группа «Улыбка

Публикация «Долгосрочный творческо-информационный проект, Театрализованные игры для развития творческих способностей» размещена в разделах

Актуальность проблемы:

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания

и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,

у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта.

А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.

Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

Задачи проекта:

1. Побуждать детей к фантазированию, придумывать свой сюжет.

2. Развивать способность предлагать новый замысел игры.

3. Учить детей перевоплощаться в роли, импровизировать.

4. Учить вживаться в художественный образ, творчески подходить к изображению сюжета.

5. Развивать у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.

Задачи педагогической деятельности воспитателя:

1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГТ.

2. Через театрализованные игры развивать творческие способности. 3. Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более творческих задач.

4. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказываться по поводу процесса игры

5. Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

6. Раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные виды деятельности и театрализованные представления

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:

-развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения,

-фантазии, мышления, внимания, памяти и др., речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

-обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

-решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС

-целесообразному включению элементов театрализации в интегрированные занятия:

Условия реализации проектной деятельности:

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В группе создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:

• Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

• Атрибуты для различных игровых позиций:

1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);

2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);

3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);

4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:

• создание эмоционально-благополучной атмосферы;

• обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.

Это обеспечило:

• комплексный подход к организации образовательного процесса;

• высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; • создание условий для развития творческих проявлений детей;

• оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.

Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:

• творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

• исполнительское (речевое, двигательное);

• оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствовали этюды из прочитанных произведений или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают).

Интересны были этюды, в которых дети двигались под фрагменты музыкальных произведений. Дети активно обсуждали, во что лучше играть, согласовывали свои замыслы и желания.

Игра повторялась несколько раз и у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли, договаривались о двух-трех составах «артистов».

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организовывалась художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.

Дети подгруппами, получали задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку.

При этом отпадала необходимость в специальном запоминании текста. Основные направления развития театрализованной игры состояли в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений.

От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Работу с детьми я строила без прямых указаний, и больший акцент перенесла на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использования средств литературы и искусства.

Формы и методы работы:

• Беседы и организованная деятельность;

• Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

• Художественно-продуктивная деятельность;

• Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;

• Поездки в театр и фото-экскурсии; • Проведение театрализованных представлений;

• Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники

Форма организации детей проводилась в свободной и совместной деятельности во второй половине дня.

Предлагала детям работать сидя и стоя, как им удобно. Дети могли, отходит от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета,

попросить помощи или предложить свою, либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания.

В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей типа Незнайки, Буратино, Чебурашки и т. д., которые допускают неточности, делают ошибки, путают.

Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.

Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.

Например: «В гости осени», «Зимние сказки» т. п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий день, где детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 6-8 детей).

Для детей старшего дошкольного возраста доступны творческие задания, для проведения которых они объединяются по интересам.

Каждой подгруппе предлагалось на выбор творческое задание, которое подгруппа в течение недели делает «в тайне» от других.

В конце недели устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводимых во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.

Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический (частично поисковый, диагностика, рефлексивные.

Игры, используемые в совместной деятельности и режимных моментах, были объедены в несколько блоков:

ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».

Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Наш ДОУ в партнерстве работает с выездными театрами (кукольными «Сказки Лукоморья», «Куклы смеются», «Потешки», драматическим «Заводной апельсин», театром «Волшебная магия», которые приезжают в сад, где происходит непосредственное знакомство с «театром», артистами театра.

С родителями и детьми также организовываются поездки в разные театры: «Старый дом», Театр «Музыкальной комедии». Очень занимательна экскурсия в Кукольный театр, где есть музей игрушки.

Здесь происходит знакомство с историей игрушки, как игрушки «играют роли». Также мы знакомим ребят с профессиями людей работающих в театре. Дети с интересом слушают рассказ о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Были разработаны дидактические игры и наглядный материал для подготовки детей к театрализованным играм

ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра».

Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер».

Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи. Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:

• раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела;

• развития выразительности телодвижений; • развития двигательных способностей;

• мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставила маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Использованные игры и этюды помогали детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству.

Во второй половины дня, в совместную деятельность включала игры – инсценировки, подготовку к театрализованным представлениям, кукольный театр.

Игры-инсценировки проводились в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры детей.

Дословный пересказ текста выполнялся вместе с детьми, я брала на себя роль ведущего, а детям поручались другие роли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра.

Как правило, это были сказки, много раз читанные.

Кукольный театр – это вид сюжетной «режиссерской» игры: здесь предлагается детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого

произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук, вырезанные картинки и т. д. Кукольный театр использовала как методическое средство, активизирующее речь детей.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям

Работа с родителями (Приложение №4) Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.

Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы являлось

привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью, предложила родителям изготовить с детьми совместную работу «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, из перчаток.

Целенаправленно совместно с детьми родители просматривают видеофильмы, посещают театры, читают произведения.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций. «Домашний кукольный театр», «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Куклы перчатки», «Жеваная бумага», «О роли родителей в развитие речи ребенка».

Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их.

Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Форма работы с родителями

• Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми. (приложение №5)

• Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей. (приложение №2)

• Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.

Работа с педагогическим коллективом

Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, логопедом, музыкальным руководителем.

В подготовке театрализованных представлений принимал участие весь коллектив детского сада: помогали изготовить декорации, афиши, разработать эскизы костюмов.

На занятиях с логопедом дети отрабатывали четкую дикцию, работали над выразительностью речи, правильным речевым дыханием

. Вместе с музыкальным руководителем подбирали музыкальные произведения, разучивали их, работали над постановкой танцев.

Этапы реализации проекта

1.1 этап подготовительный

1. Диагностика уровня творческих способностей у детей

2. Изучение методической литературы.

3. Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.

4. Организация предметно-развивающей среды.

5. Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр.

6. Создание интереса у участников проекта

7. Разработка циклограммы совместной деятельности специалистов с включением разнообразных форм работы.

8. Анкетирование родителей.

2 этап – практический

1. Развитие речевого творчества, выразительности речи

2. Развитие творчества в двигательной деятельности

3. Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).

4. Театрализованные игры.

5. Работа над постановкой театрализованного представления: Выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в спектакле: Работа над ролью.

6.«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т. д.).

3 этап – заключительный

.1 Драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад» (для родителей)

2. Викторина для родителей

3. Выставка творческих работ «Наше творчество»

4. Создание книжной выставки «Наши сказки»

5. Фотовыставка «Мы актеры»

6. Диагностика уровня творческих способностей у детей (Май)

7. Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей старшей группы.

6. Анкетирование родителей.

Полученные результаты

Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач.

И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. В итоге результат получается эффективнее, и знания гораздо прочнее.

Игровой сюжет позволяет заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность.

«Юный пешеход». Творческо-информационный, игровой проект в старшей группе .

«Юный пешеход». Творческо-информационный игровой проект в старшей группе .

«Я и моя семья». Творческо-информационный проект Паспорт проекта «Я и моя семья» Руководитель проекта: Н. М., Славкина, воспитатель первой младшей группы Образовательная область: познавательное.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект развития творческих способностей дошкольников «Город мастеров»Проект развития творческих способностей дошкольников «Город мастеров» Введение Лето благодатная пора не только для оздоровительной работы с детьми в детском саду, но и для ознакомления с окружающей жизнью в.

Творческо-информационный проект «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй и социальными партнёрами» «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного.

Творческо-информационный проект «Мой родной Зауральский край» в подготовительной группе «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». К. Симонов Родина,.

Творческо-информационный проект «Октябрьский-моя малая Родина!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Солнышко» городского округа город Октябрьский Республики.

Творческо-информационный проект «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный творческо-информационный проект. Театрализованные игры для развития творческих способностей
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 23:54
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД