Наталия Иванова
Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно лишь тогда, когда у детей будут хотя бы элементарными знания о них: они овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся видеть красоту природы. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Публикация «Консультация для педагогов „Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Перед педагогом (воспитателем, знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:
-воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;
-воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
-воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
В процессе ознакомления детей с природой родного края необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе, воспитание патриотических чувств. Воспитание у ребенка чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину.
Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т. д.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Можно выделить следующие средства нравственно-патриотического воспитания :
- художественные (музыка, кино, художественная литература, ИЗО, диафильмы);
- природа;
- собственная деятельность детей;
- социальное пространство.
Задачи нравственного воспитания :
1 группа – Задачи формирования механизма нравственного воспитания : представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения (постоянный характер).
* Формирование знаний и представлений;
* Формирование мотивов;
* Воспитание чувств и отношений;
* Формирование навыков и привычек;
* Формирование поступков и поведения.
2 группа - Задачи, отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами (носят подвижный характер – влияет исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, условия жизни).
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева) был составлен план работы по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с задачами нравственного воспитания были включены в план следующие занятия:
Июнь
- А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет.», рассматривание иллюстраций к произведению;
- потешка «Солнышко, ведрышко»;
- русская народная сказка «Репка»;
- загадки про домашних животных;
- А. Барто «Лошадка»;
- Л. Воронкова «Солнечный денек»;
- потешка «Гуси - лебеди полетели.»;
- рассматривание иллюстраций о животных морей и океанов, о водных объектах;
- загадки о водном пространстве, об обитателях рек, морей и океанов;
- И. Токмакова «Где спит рыбка»;
- рассматривание иллюстраций, альбомов «Россия – родина моя»;
- З. Александрова «Родина»;
- сказка «Курочка Ряба»;
- потешка «Водичка, водичка.»;
- потешка «Радуга - дуга.»;
- отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - Музыка: слушание песенки «Веселые путешественники» (А. Старокадомский)
- Прослушивание на аудиозаписи гимна Российской Федерации;
- Музыка: Пластический этюд «Капельки»
- Рассматривание картины «Дети кормят рыбок» (авторы серии Е. Радина, В. Езикеева);
- Слушание песни М. Красева «Рыбка»
- Беседа «Правила поведения на природе»;
- Беседа «Солнышко лучистое»;
- Экспериментальная деятельность «Вода в сосуде»;
- Беседа «Правила поведения на воде»;
- Беседа «Вот какие фрукты»;
- Беседа «Мы уже большие и можем позаботиться о взрослых»;
- Рассказ воспитателя «Какие цветы цветут на нашем участке»;
- Беседа «Наш уголок природы»;
- Эксперимент «Эффект радуги»;
- Рассматривание карточек «Как устроен организм»;
- Беседа «Знаешь ли ты себя?» - Рисование «Дождик, дождик, кап - кап - кап.»;
- Лепка «Рыбка»;
- Лепка «Покормим птичек»;
- Лепка «Заборчик для лошадки»;
- Рисование «Водичка, водичка, умой мое личико»;
- Рисование «Радуга»;
- Рисование «Рыбка плавает в водичке»;
- Конкурс рисунков на асфальте «Счастливые дети»;
- Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»;
- Игра - путешествие «По дну океана вместе с Русалочкой»;
- Оформление альбома «Рыбки»;
- Выставка рисунков «Дома на нашей улице»;
- Спектакль «У мишки в гостях»;
- Конкурс рисунка «Рыбки»
Июль
- рассматривание альбома «Народная игрушка»;
- Е. Хоринская «Спичка - невеличка»;
- отгадывание загадок о лете;
- А. Ошнуров «В нашей армии»;
- рассматривание альбома «Памятники защитникам Отечества»;
- рассматривание альбома «Времена года»;
- М. Горький «Воробьишко»;
- «Где обедал воробей» С. Маршак;
- рассматривание репродукций картин: И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой»;
- Ж. Санд «О чем говорят цветы»;
- сказка «Курочка Ряба»;
- отгадывание морских загадок. - Музыкальная игра «Огородная - хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой
- Прослушивание музыкального произведения «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского;
- Слушание музыкального произведения «Бабочка», муз. Э. Грига;
- Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»;
- Музыкальная игра «Утята и коршун», муз. Н. Губановой
- Беседа «Летний отдых»;
- Беседа «Где берут песок?»;
- Дидактическая игра «Расскажи историю», задание «Гусеница и гриб»;
- Дидактическая игра «Зоологическое лото»;
- Дидактическая игра «Береги природу»;
- Рассматривание макета леса;
- Составление рассказов о животных;
- Знакомство с пословицами и поговорками о птицах;
- Составление рассказа по иллюстрации к потешке «Сорока - белобока», худ. Ю. Васнецов;
- Игра - путешествие «Дальнее плавание»;
Игра с песком «Лебединое озеро» - Рисование «Моя любимая игрушка»;
-Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата»;
- Игры - экспериментирования с песком и водой: постройка домика из песка, «Пирожки для мишки»;
- Самостоятельная художественно- творческая деятельность: рисование цветными мелками «Угадай и дорисуй»;
- Рисование «Нарисуй животное»;
Лепка «Маленькая птичка»;
- Рисование «Мой любимый цветок»;
- Рисование «Цветочный город» (рисование цветными мелками на асфальте) Музыкальное развлечение «Лето красное»;
Драматизация сказки «Человек и животные»;
Выставка поделок - султанчиков;
Оформление альбома «Мой любимый цветок» - рисунки детей;
Конкурс семейной газеты «Чистый город»
Август
- К. Чуковский «Муха – цокотуха»;
- А. Барто «Кто как кричит»;
- разгадывание загадок об овощах и фруктах;
- «Вопрос и ответ» (англ. фольклор);
- В. Степанов. «Что мы Родиной зовем»;
- русская народная сказка «Маша и медведь»;
- чтение пословиц и поговорок о хлебе;
- Е. Благинина «Весёлая прогулка»;
- потешка «Ты, собачка, не лай»;
- «Ты цвети, Россия" Лившица;
- О. Бундур «В глухом лесу";
- сказка П. А. Синявского «Про лекарственные растения»;
- В. Сутеев «Под грибом»;
- Я. Тайц «По грибы»;
- «Краденое солнце»;
- потешка «Ай, качи- качи-качи.»;
- сказка «Колобок»;
- «Великие путешественники М. Зощенко - Рассматривание летних пейзажей Ромадин
- Слушание музыкального произведения «Мотылек», муз. С. Майкапара
- Дыхательное упражнение «Ветер в лесу»;
- Концерт для кукол «Мой ласковый и нежный зверь»
- Упражнение на дыхание «Птичьи голоса» (подражание различным птицам);
- Логоритмическое упражнение: «Цветы»
- Пальчиковая гимнастика «Жук», «Комар»;
- Дыхательная гимнастика «Бабочки летят»;
- Упражнение на звукопроизношение «Тук - тук»;
- Игровой комплекс упражнений «Три медведя»;
- Мимическая гимнастика «Курочка и цыплята»;
Музыкальное путешествие «Мелодии друзей»
- Рассматривание альбома «Насекомые»;
- Беседа «Насекомые и правила поведения с насекомыми»;
- Обыгрывание потешки «Божья коровка, черная головка.»;
- Рассматривание картины «Дети кормят курочку и цыплят»;
- Беседа «Дикие и домашние животные»;
- Обыгрывание потешки «Наши уточки с утра.»;
- Беседа «Береги лес»;
- Рассматривание альбома «Россия – Родина моя»;
- Беседа «Цветовая символика флага»;
- Беседа «Наши цветы»;
- Беседа «Что такое лекарственные растения»;
- Просмотр энциклопедии о лекарственных растениях;
- Беседа «Ядовитые растения и грибы»;
Просмотр энциклопедии о грибах;
Беседы «Чем вам запомнилось лето»;
Дидактическая игра «Береги природу»;
Рассматривание книг, альбомов с иллюстрациями о достопримечательностях города Звенигород «Родной край»;
Беседа «Край, в котором мы живем»;
Рассматривание сюжетных картинок из серии «Откуда хлеб пришел»;
Беседа «Машенька заблудилась»;
Беседа «Что мне больше всего понравилось в путешествии»;
Познавательный рассказ, практическое задание «Почва на огороде»;
Экспериментальная деятельность: игра – забава с водой «Круги на воде»; Рассматривание альбома «Путешествие колоска» - Рисование «Цветочная поляна»;
- Лепка «Фрукты и овощи»;
- Рисование «Маша пошла гулять: топ-топ-топ»;
- Рисование: коллективная работа «Летняя полянка»;
- Рисование «Солнышко и дождик»;
- Лепка «Торт для слоненка»;
- Лепка «Угощенье для лесных жителей» (ягоды, грибы, орехи, шишки);
Изготовление коллективного коллажа «Кто живёт в лесу»;
Аппликация «Ромашка»;
Аппликация из семян ясеня с элементами нетрадиционного рисования «Летний денек»;
Лепка «Гриб»;
Коллективная аппликация «Укрась поляну цветами» ( с использованием разного материала: салфетки, бумага, кожа, стружка от цветных карандашей) Музыкальное развлечение «Путешествие в страну цветов»;
Оформление газеты «Удивительные овощи»;
Оформление фотоальбома «Активный отдых семьи»;
Оформление фотоальбома «Любимые места отдыха моей семьи»;
Конкурс детского рисунка на асфальте «Как хорошо на свете жить»;
Оформление альбома «Путешествие в лес» ;
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край»;
Оформление альбома «Как я провел лето» - совместно с родителями;
Целевая прогулка: «От заката до рассвета по полям гуляет лето»;
Составление памяток по охране окружающей среды;
Музыкально – спортивный праздник «До свидания, лето»;
Конкурс рисунков нетрадиционными способами «Улыбки лета».
Методика работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ включает в себя:
- Создание в детском саду условий для экологического воспитания : развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад и т. п.
- Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, огород, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря).
- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных (забота о комнатных растениях, помощь на огороде).
- Работа с календарем в разных возрастных группах детского сада.
- Экологическое воспитание на занятиях.
- Различные типы занятий по ознакомлению детей с природой Родного края.
- Детская природоведческая литература.
- Детские праздники экологического содержания.
- Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу.
- Наблюдение.
Вывод: ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Поскольку сила нравственного идеала в его действительности, нужно, чтобы добрые желания, намерения детей воплощались в деле, поступках, реальных отношениях с людьми, окружающей природой. Оберегая природу, преобразуя ее, дошкольники становятся лучше. Нужно обращать внимание детей на нравственную сторону совместной деятельности детей, украшающей, облагораживающей землю, одновременно культивировали гуманные отношения дошкольников друг к другу, утверждая ценность таких человеческих черт, как чуткость, внимательность, добросердечие, отзывчивость, сострадание.
Впечатления детства остаются на всю жизнь. Радостные и добрые укрепляют душу и сердце.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры (М. Ю. Новицкая). Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним на сводится (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
Воспитывать патриота нужно на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могуча Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между старинной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. (Г. Н. Данилина)
Цель одна — учиться видеть вокруг себя красоту природы, удивляться ей, чтобы приподняться над обыденным и увидеть шире мир вокруг и Вселенную в себе.