Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Наталия Иванова
Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно лишь тогда, когда у детей будут хотя бы элементарными знания о них: они овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся видеть красоту природы. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.

Публикация «Консультация для педагогов „Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Перед педагогом (воспитателем, знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

-воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;

-воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;

-воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.

В процессе ознакомления детей с природой родного края необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе, воспитание патриотических чувств. Воспитание у ребенка чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину.

Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т. д.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Можно выделить следующие средства нравственно-патриотического воспитания :

- художественные (музыка, кино, художественная литература, ИЗО, диафильмы);

- природа;

- собственная деятельность детей;

- социальное пространство.

Задачи нравственного воспитания :

1 группа – Задачи формирования механизма нравственного воспитания : представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения (постоянный характер).

* Формирование знаний и представлений;

* Формирование мотивов;

* Воспитание чувств и отношений;

* Формирование навыков и привычек;

* Формирование поступков и поведения.

2 группа - Задачи, отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами (носят подвижный характер – влияет исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, условия жизни).

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева) был составлен план работы по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с задачами нравственного воспитания были включены в план следующие занятия:

Июнь

- А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет.», рассматривание иллюстраций к произведению;

- потешка «Солнышко, ведрышко»;

- русская народная сказка «Репка»;

- загадки про домашних животных;

- А. Барто «Лошадка»;

- Л. Воронкова «Солнечный денек»;

- потешка «Гуси - лебеди полетели.»;

- рассматривание иллюстраций о животных морей и океанов, о водных объектах;

- загадки о водном пространстве, об обитателях рек, морей и океанов;

- И. Токмакова «Где спит рыбка»;

- рассматривание иллюстраций, альбомов «Россия – родина моя»;

- З. Александрова «Родина»;

- сказка «Курочка Ряба»;

- потешка «Водичка, водичка.»;

- потешка «Радуга - дуга.»;

- отрывки из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - Музыка: слушание песенки «Веселые путешественники» (А. Старокадомский)

- Прослушивание на аудиозаписи гимна Российской Федерации;

- Музыка: Пластический этюд «Капельки»

- Рассматривание картины «Дети кормят рыбок» (авторы серии Е. Радина, В. Езикеева);

- Слушание песни М. Красева «Рыбка»

- Беседа «Правила поведения на природе»;

- Беседа «Солнышко лучистое»;

- Экспериментальная деятельность «Вода в сосуде»;

- Беседа «Правила поведения на воде»;

- Беседа «Вот какие фрукты»;

- Беседа «Мы уже большие и можем позаботиться о взрослых»;

- Рассказ воспитателя «Какие цветы цветут на нашем участке»;

- Беседа «Наш уголок природы»;

- Эксперимент «Эффект радуги»;

- Рассматривание карточек «Как устроен организм»;

- Беседа «Знаешь ли ты себя?» - Рисование «Дождик, дождик, кап - кап - кап.»;

- Лепка «Рыбка»;

- Лепка «Покормим птичек»;

- Лепка «Заборчик для лошадки»;

- Рисование «Водичка, водичка, умой мое личико»;

- Рисование «Радуга»;

- Рисование «Рыбка плавает в водичке»;

- Конкурс рисунков на асфальте «Счастливые дети»;

- Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»;

- Игра - путешествие «По дну океана вместе с Русалочкой»;

- Оформление альбома «Рыбки»;

- Выставка рисунков «Дома на нашей улице»;

- Спектакль «У мишки в гостях»;

- Конкурс рисунка «Рыбки»

Июль

- рассматривание альбома «Народная игрушка»;

- Е. Хоринская «Спичка - невеличка»;

- отгадывание загадок о лете;

- А. Ошнуров «В нашей армии»;

- рассматривание альбома «Памятники защитникам Отечества»;

- рассматривание альбома «Времена года»;

- М. Горький «Воробьишко»;

- «Где обедал воробей» С. Маршак;

- рассматривание репродукций картин: И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой»;

- Ж. Санд «О чем говорят цветы»;

- сказка «Курочка Ряба»;

- отгадывание морских загадок. - Музыкальная игра «Огородная - хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой

- Прослушивание музыкального произведения «Марш деревянных солдатиков», муз. П. Чайковского;

- Слушание музыкального произведения «Бабочка», муз. Э. Грига;

- Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»;

- Музыкальная игра «Утята и коршун», муз. Н. Губановой

- Беседа «Летний отдых»;

- Беседа «Где берут песок?»;

- Дидактическая игра «Расскажи историю», задание «Гусеница и гриб»;

- Дидактическая игра «Зоологическое лото»;

- Дидактическая игра «Береги природу»;

- Рассматривание макета леса;

- Составление рассказов о животных;

- Знакомство с пословицами и поговорками о птицах;

- Составление рассказа по иллюстрации к потешке «Сорока - белобока», худ. Ю. Васнецов;

- Игра - путешествие «Дальнее плавание»;

Игра с песком «Лебединое озеро» - Рисование «Моя любимая игрушка»;

-Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата»;

- Игры - экспериментирования с песком и водой: постройка домика из песка, «Пирожки для мишки»;

- Самостоятельная художественно- творческая деятельность: рисование цветными мелками «Угадай и дорисуй»;

- Рисование «Нарисуй животное»;

Лепка «Маленькая птичка»;

- Рисование «Мой любимый цветок»;

- Рисование «Цветочный город» (рисование цветными мелками на асфальте) Музыкальное развлечение «Лето красное»;

Драматизация сказки «Человек и животные»;

Выставка поделок - султанчиков;

Оформление альбома «Мой любимый цветок» - рисунки детей;

Конкурс семейной газеты «Чистый город»

Август

- К. Чуковский «Муха – цокотуха»;

- А. Барто «Кто как кричит»;

- разгадывание загадок об овощах и фруктах;

- «Вопрос и ответ» (англ. фольклор);

- В. Степанов. «Что мы Родиной зовем»;

- русская народная сказка «Маша и медведь»;

- чтение пословиц и поговорок о хлебе;

- Е. Благинина «Весёлая прогулка»;

- потешка «Ты, собачка, не лай»;

- «Ты цвети, Россия" Лившица;

- О. Бундур «В глухом лесу";

- сказка П. А. Синявского «Про лекарственные растения»;

- В. Сутеев «Под грибом»;

- Я. Тайц «По грибы»;

- «Краденое солнце»;

- потешка «Ай, качи- качи-качи.»;

- сказка «Колобок»;

- «Великие путешественники М. Зощенко - Рассматривание летних пейзажей Ромадин

- Слушание музыкального произведения «Мотылек», муз. С. Майкапара

- Дыхательное упражнение «Ветер в лесу»;

- Концерт для кукол «Мой ласковый и нежный зверь»

- Упражнение на дыхание «Птичьи голоса» (подражание различным птицам);

- Логоритмическое упражнение: «Цветы»

- Пальчиковая гимнастика «Жук», «Комар»;

- Дыхательная гимнастика «Бабочки летят»;

- Упражнение на звукопроизношение «Тук - тук»;

- Игровой комплекс упражнений «Три медведя»;

- Мимическая гимнастика «Курочка и цыплята»;

Музыкальное путешествие «Мелодии друзей»

- Рассматривание альбома «Насекомые»;

- Беседа «Насекомые и правила поведения с насекомыми»;

- Обыгрывание потешки «Божья коровка, черная головка.»;

- Рассматривание картины «Дети кормят курочку и цыплят»;

- Беседа «Дикие и домашние животные»;

- Обыгрывание потешки «Наши уточки с утра.»;

- Беседа «Береги лес»;

- Рассматривание альбома «Россия – Родина моя»;

- Беседа «Цветовая символика флага»;

- Беседа «Наши цветы»;

- Беседа «Что такое лекарственные растения»;

- Просмотр энциклопедии о лекарственных растениях;

- Беседа «Ядовитые растения и грибы»;

Просмотр энциклопедии о грибах;

Беседы «Чем вам запомнилось лето»;

Дидактическая игра «Береги природу»;

Рассматривание книг, альбомов с иллюстрациями о достопримечательностях города Звенигород «Родной край»;

Беседа «Край, в котором мы живем»;

Рассматривание сюжетных картинок из серии «Откуда хлеб пришел»;

Беседа «Машенька заблудилась»;

Беседа «Что мне больше всего понравилось в путешествии»;

Познавательный рассказ, практическое задание «Почва на огороде»;

Экспериментальная деятельность: игра – забава с водой «Круги на воде»; Рассматривание альбома «Путешествие колоска» - Рисование «Цветочная поляна»;

- Лепка «Фрукты и овощи»;

- Рисование «Маша пошла гулять: топ-топ-топ»;

- Рисование: коллективная работа «Летняя полянка»;

- Рисование «Солнышко и дождик»;

- Лепка «Торт для слоненка»;

- Лепка «Угощенье для лесных жителей» (ягоды, грибы, орехи, шишки);

Изготовление коллективного коллажа «Кто живёт в лесу»;

Аппликация «Ромашка»;

Аппликация из семян ясеня с элементами нетрадиционного рисования «Летний денек»;

Лепка «Гриб»;

Коллективная аппликация «Укрась поляну цветами» ( с использованием разного материала: салфетки, бумага, кожа, стружка от цветных карандашей) Музыкальное развлечение «Путешествие в страну цветов»;

Оформление газеты «Удивительные овощи»;

Оформление фотоальбома «Активный отдых семьи»;

Оформление фотоальбома «Любимые места отдыха моей семьи»;

Конкурс детского рисунка на асфальте «Как хорошо на свете жить»;

Оформление альбома «Путешествие в лес» ;

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край»;

Оформление альбома «Как я провел лето» - совместно с родителями;

Целевая прогулка: «От заката до рассвета по полям гуляет лето»;

Составление памяток по охране окружающей среды;

Музыкально – спортивный праздник «До свидания, лето»;

Конкурс рисунков нетрадиционными способами «Улыбки лета».

Методика работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ включает в себя:

- Создание в детском саду условий для экологического воспитания : развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

- Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад и т. п.

- Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы, огород, «уголка нетронутой природы» (леса, луга, пустыря).

- Труд людей как средообразующий фактор в жизни растений и животных (забота о комнатных растениях, помощь на огороде).

- Работа с календарем в разных возрастных группах детского сада.

- Экологическое воспитание на занятиях.

- Различные типы занятий по ознакомлению детей с природой Родного края.

- Детская природоведческая литература.

- Детские праздники экологического содержания.

- Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу.

- Наблюдение.

Вывод: ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Поскольку сила нравственного идеала в его действительности, нужно, чтобы добрые желания, намерения детей воплощались в деле, поступках, реальных отношениях с людьми, окружающей природой. Оберегая природу, преобразуя ее, дошкольники становятся лучше. Нужно обращать внимание детей на нравственную сторону совместной деятельности детей, украшающей, облагораживающей землю, одновременно культивировали гуманные отношения дошкольников друг к другу, утверждая ценность таких человеческих черт, как чуткость, внимательность, добросердечие, отзывчивость, сострадание.

Впечатления детства остаются на всю жизнь. Радостные и добрые укрепляют душу и сердце.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры (М. Ю. Новицкая). Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним на сводится (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)

Воспитывать патриота нужно на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могуча Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между старинной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. (Г. Н. Данилина)

Цель одна — учиться видеть вокруг себя красоту природы, удивляться ей, чтобы приподняться над обыденным и увидеть шире мир вокруг и Вселенную в себе.

Публикации по теме:

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Деловая игра для педагогов «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ игры: «ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ» Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в.

Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Гражданственность и патриотизм… Доступны.

Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обоснование эффективного использования музейной педагогике в педагогической практике,.

Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возрастаПрирода родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться.

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания» Проект "Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания". 1. Тематическое поле: познавательно- коммуникативный.

Развитие нравственного патриотического потенциала у детей по средствам приобщения дошкольников к традициям родного края Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре, как никогда актуальна в современной.

Реализация педагогического проекта «Родной свой край люби и знай!» как средство нравственно-патриотического воспитания Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают,.

«Народное искусство России. Искусство родного края». Неделя патриотического воспитания Задачи. Формирование патриотических чувств. Расширить представление детей о достопримечательностях родного края, воспитывать бережное отношение.

Творческо-информационный проект «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 4 сентября 2016 в 20:50
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Иванова (УИ 735104) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД