Валерия Малина
Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Гражданственность и патриотизм… Доступны ли эти понятия детям? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному дому, семье, родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Музыкальная культура родного края как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Известно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны, для них характерны яркие впечатления. Именно музыкальное искусство является инструментом воздействия на тонкий духовный мир ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая гражданско-патриотические, нравственные качества – какая это благодатная и вместе с тем важная задача!
Сегодня мы можем говорить и об актуальности данной темы: не секрет, что наша страна переживает не только экономический кризис, но и кризис семьи и семейного воспитания. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали поколения, возросла агрессия в обществе, произошло обесценивание духовных устоев. Поэтому очень важно с раннего детства прививать детям нравственные правила, патриотические настроения, возвращать в жизнь ребенка традиции и обычаи нашего народа. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.
Работая музыкальным руководителем в детском саду, я понимаю необходимость обращения к истокам народного искусства. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре. Знакомясь с русским фольклором, песенным творчеством, традициями, обычаями, дети учатся любить тот уголок Родины, в котором живут, бережно относиться к родной природе, уважать и гордиться своей историей. Не забываем и о богатом культурном наследии Кубани. Ведь становление человека как гражданина, патриота должно начинаться с его малой Родины – родной улицы, родного города, края. Любовь к большому надо прививать с малого.
На музыкальных занятиях в средней и старших группах детского сада я широко использую различные формы приобщения детей к музыкальной культуре кубанского края. Дети слушают народные песни в исполнении Кубанского хора, с удовольствием исполняют казачьи песни, музицируют на простейших народных инструментах. Стараюсь добиваться, чтобы дошкольники были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, музыкальных игр, активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям. Результатом этой работы становятся традиционные для нашего детского сада праздники «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Яблочный Спас», развлечения «Мы ребята –казачата», «Казачьи игры».
Предлагаю сценарий праздника для подготовительной группы, посвящённого Дню народного единства «Родной край собирает друзей». Это ещё один шаг к формированию у дошкольников первого чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любви к родному краю, уважения традиций.
Сценарий праздника, посвщённого Дню народного единства.
РОДНОЙ КРАЙ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ
Цель: формировать основы гражданственности, патриотизма.
Задачи:
• Расширять представления детей о родной стране.
• Вызвать интерес к истории своей страны.
• Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Ход праздника
Под песню «У нас Родина одна» (сл. М. Гуцериева, муз. В. Дробыша) в зал входят дети. Перестроение с флажками. После выполнения упражнения все рассаживаются на места. Выходят чтецы стихов:
1. У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
2. Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
3. Есть ветка у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть Родина своя.
4. Страну, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Россией мы зовём.
(В. Карасёв)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Четвертого ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Значение этого праздника скрывается в его названии:
ДЕНЬ НАРОДНОГО (народ – это мы с вами, наши родители, бабушки, дедушки, соседи, друзья) ЕДИНСТВА (когда мы все дружим, живем в согласии, понимании, уважении).
Что же нас всех объединяет?
- РОДИНА!
Это праздник нашего народа и нашей Родины.
Выходит ребёнок, под музыку (на выбор музыкального руководителя) читает стих:
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи,
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм,
Здесь отеческий дом.
(П. Синявский).
• Дети исполняют песню «Россия» (сл. Л. Штоколовой, муз. Т. Барбакуц)
Ведущий: Наш народ придумал множество пословиц и поговорок о Родине, родной стороне. А какие пословицы или поговорки знаете вы о своей стране?
Дети:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Жить – Родине служить.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родная земля и в горсти мила.
Человек без Родины, что земля без семени.
Ведущий: Россия – богатая и гостеприимная страна. И проезжего, и прохожего угостить всегда рада:
Встанем утром рано,
Напечем блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот вам угощенье!
• Дети с ансамблем ложкарей исполняют русскую народную песню «Блины».
Выходят дети, читают стихи:
1. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия –
Что может быть сердцу милей?
2. Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия,
Мы в горе и счастье – с тобой!
3. Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
4. А если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
(В. Гудимов).
• Дети исполняют танцевальную зарисовку «Я люблю тебя, Россия!» (сл. и муз. Р. Гуцалюк).
Ведущий: Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живёшь.
Дети читают стихи:
1. Мы весёлые ребята,
Мы ребята - казачата,
Любим вместе мы играть,
Петь и весело плясать.
2. Славу предков-казаков,
Знаменитых вожаков,
Умножать готовы мы,
Только надо подрасти.
3. Нет терпения ждать дня,
Когда сядем на коня,
Чтобы с шашкой и в седле
Послужить родной земле.
4. Вот такие мы ребята,
Озорные казачата,
Внуки славных вожаков –
Знаменитых казаков!
(Н. Дик).
• Дети исполняют песню «Кубанские казаки» (современная казачья песня)
Выходит девушка в традиционном казачьем костюме.
Казачка:
Я – казачка Кубани
И характер мой крут.
Жизнь – погони и скачки.
Я - и пряник, и кнут.
Знойной степи царица
И полыни сестра.
Я, как вольная птица,
И сладка, и горька.
Не живу я иначе,
Не к душе мне покой.
Я казачка Кубани.
И не спорьте со мной!
(С. Прилепская).
Ребята! Пришла я к вам не с пустыми руками – приготовила для вас подарки. Но прежде хочу проверить вашу смекалку, узнать, достойны ли вы называться казачатами. Загадаю я вам загадки, а вы найдите на них ответы.
ЗАГАДКИ
1. Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
2. Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
3. В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
4. Кто в бою надёжный друг,
Знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
5. Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/
6. Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
Казачка: Молодцы, ребята! Вот вам от меня в подарок кукла – оберег. В народе зовут ее «берегиня», потому что она оберегает дом от всяческих бед.
Казачка прощается с детьми.
• Девочки исполняют казачий танец с платками.
Ведущий:
Вот они последние станицы,
И вся Кубань встаёт перед тобой.
Ты видишь, как пшеница золотится,
Ты слышишь, как о берег бьёт прибой…
И, если даже родом ты не здешний,
Однажды побывав у нас, поймёшь,
Какой природой славен край наш вешний,
Какой красой особенно хорош!
• Дети исполняют финальную песню «Кубань моя» (совр. казачья песня)