Вера Гордеева
Конспект логопедического занятия по ЗКР по ознакомлению со звуком [Ы] в старшей возрастной группе
ТЕМА: Гласный звук [Ы]
Цель: познакомить детей со звуком [Ы].
Общеобразовательные задачи:
- познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ы];
- закрепить четкое произношение звука [Ы] изолированно в слогах, словах, предложениях;
- формировать умение выделять звук [Ы] из ряда других звуков;
- формировать умение определять место звука в слове;
- формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слога;
- формировать умение образовывать слова, добавляя нужный звук;
-продолжать формирование навыка образования существительных в формы мн. ч. И. п. ;
- упражнять в четком повторении и произношении чистоговорки.
Публикация «Конспект логопедического занятия по ЗКР по ознакомлению со звуком [Ы] в старшей возрастной группе» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи.
- развитие фонематических процессов;
- развитие силы голоса;
- развитие чувства ритма;
- развитие координации речи с движением;
- развитие психических процессов;
- развитие моторики.
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание детей к речи сверстников и логопеда;
-воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки (раздаточный и демонстрационный материал, зеркала, обозначение звуков, схемы для обозначения места звука в слове, блюдца для схем и звуковых обозначений, мяч.
Ход занятия
I. Орг. момент:
- Ребята, сегодня нас опять ждет Страна звуков русского языка. Туда мы пойдем по волшебному мостику, но только тот попадет в страну, кто назовет предмет, изображенный на картинке и определит первый гласный звук в слове:
утка, ослик, индюк, автобус, экскаватор.
(дети выполняют задание, логопед убирает импровизированную преграду, дети по мостику идут к столам и садятся.
II. Основная часть
1. Ребята, к нам в гости пришел герой из сказки "Волшебник Изумрудного Города", который хотел, чтобы Гудвин сделал его умным. Догадались, кто это?
Дети: это Страшила.
Л-д: да, это Страшила. Он тоже хочет научиться всему тому, что знаете вы. (Портрет Страшили прикрепляется на доску).
Л-д: Ребята, вы определили первый звук в названиях предметов, изображенных на картинке: [а, о, у, э, и]. Как называются все эти звуки?
Дети: Это гласные звуки
Л-д: Почему они гласные?
Дети: Их можно петь и тянуть
2. Л-д: Мы назвали пять гласных звуков, но в русском языке гласных звуков шесть. И сегодня мы познакомимся с последним гласным звуком родного языка. Он часть встречается в словах. Узнать этот звук поможет загадка. Слушайте внимательно:
Бывает этот звук
В конце и середине,
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
(Загадывая загадку, показываем конец и середину слова в схеме для определения места звука в слове).
Дети называют звук [Ы].
(Дети произносят звук перед зеркалом, определяю артикуляцию и характеристику звука - гласный и в схеме обозначается красным кружком).
3. Л-д: Звук [Ы] любит прятаться среди других гласных звуков.
Игра "Поймай звук". Дети хлопают в ладоши, услышав звук [Ы].
4. Звук [Ы] дружит с гласными звуками. Игра "Повтори и сосчитай". Логопед называет два-три гласных звука, ребенок повторяет и называет количество:
[аы], [уыа], [аыо], [иуы] и т. д.
5. Игра "Определи место звука в слове".
(Л-д называет слова со звуком [Ы], дети выполняют задания, выкладывая красный кружок в середину или конец слова.
6. Физминутка
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. *
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли***
* - прыжки
** - имитация зонта
Пилят пилы, пилят пилы, пилят пилы без умолку,
Пилят пилы дуб и ёлку***
*** - стоят напротив, держатся за руки, имитируя распил.
7. Игра с мячом "Предмет - предметы".
Дети стоят в кругу, ловят мяч и имя существительное в ед. числе, и возвращают мяч логопеду, образуя имя сущ. мн. числа И. падежа:
конфета - конфеты
клён - клёны
сова - совы
аист - аисты и т. д.
8. А сейчас, ребята, покажем Страшиле какие предложения мы умеем составлять. (на столе у каждого картинка, в названии которой слышится звук [Ы]. По образцу Л-да по цепочке дети строят предложения).
Л-д: у меня грибы, а у Вари - мыши.
Варя: у меня мыши, а у Мии тыква. и т. д.
Ребята выполняют задания.
III. ИТОГ:
Л-д: Ребята, а не "затерялся" ли звук [Ы] в имени нашего гостя?
(Дети определяют, что в имени Страшила слышится звук [Ы] в середине слова)
Л-д; Давайте напомним Страшиле, что мы сегодня делали на занятии.
(Дети перечисляют все задания, Л-д следит за правильными и полными ответами).
Л-д: За ваши знания и старания Страшила дарит каждому свой портрет.
(Дети получают портреты)