МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Проблема насилия ребёнка в семье»

Елена Попова
Консультация для педагогов «Проблема насилия ребёнка в семье»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Консультация для педагогов

«Проблема насилия в жизни ребенка»

Подготовила: Попова Е. Е.

уполномоченный по защите прав участников

образовательного процесса, воспитатель

Цель:

Публикация «Консультация для педагогов „Проблема насилия ребёнка в семье“» размещена в разделах

повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Задачи:

1. Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка.

2. .Исследовать факторы, влияющие на возникновение семейного насилия.

3. Разработать алгоритм и приемы работы с детьми, пережившими любые формы насилия.

Материалы и оборудование:

1. Компьютер.

2. Презентация.

3. Анкеты для педагогов.

4. Заготовки «Мифы» и «Факты», «Ситуации».

5. Памятки для педагогов

6. Ролик «Я сюда не вернусь»

План:

Теоретическая часть – актуальность проблемы насилия в жизни ребенка.

Анкетирование педагогов.

Статистика проявлений жестокости в отношении детей.

Исследование проявлений жестокости в отношениях взрослых с детьми.

Теоретическая часть – классификация форм жестокого обращения с детьми. Факты.

Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»

Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми.

Актуальность проблемы насилия в жизни ребенка.

Уважаемые педагоги, здравствуйте! Я сегодня хочу остановиться на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям.

Статистика проявлений жестокости в отношении детей.

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении.

Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают.

Исследование проявлений жестокости в отношениях взрослых с детьми.

Под жестоким обращением в отношении детей понимают любое поведение взрослых, которое нарушает права ребёнка. При всём многообразии взаимоотношений детей со взрослыми зачастую в роли насильника выступают близкие – родители, соседи, родственники, педагоги либо другие люди, более сильные по сравнению с жертвой. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы : постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и даже к суицидам.

Факторы, способствующие семейному насилию (по результатам социологических опросов в разных регионах страны)

• Неполные семьи, где воспитанием занимается родитель-одиночка.

• Авторитарный и властный стиль воспитания в семье. Дети в таких семьях зачастую «задавлены», в дальнейшем они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

• Недееспособные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, не работают.

• Частые конфликтные ситуации в семье. Дети из семей, где «практикуется» насилие, воспринимают насильственные ситуации иначе. Часто на насильственную коммуникацию они реагируют как на нормальное явление.

• Равнодушное и безучастное отношение педагогов.

Родители, допускающие жестокость в отношении своего ребенка, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, что приводит к серьезным нарушениям процесса развития детей.

Классификация форм жестокого обращения с детьми

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей :

• психологическое;

• пренебрежение основными потребностями ребенка;

• физическое;

• сексуальное.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. Выделяют следующие формы психологического насилия : отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.

Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т. д. ; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»

(Одной группе участников (на листочках) предложить МИФЫ, а второй группе – ФАКТЫ).

Мифы и факты по поводу насилия :

1. Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).

Факты: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

2. Миф: Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

Факт: Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.

3. Миф: Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

Факт: Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.

4. Миф: Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

Факт: Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для выражения своего гнева.

5. Миф: однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.

Факты: пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности.

6. Миф: женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец.

Факты: без сомнения в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать - за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами.

Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми.

Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:

Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка

Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком :

По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог в обязательном порядке должен проинформировать уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, а уполномоченный в свою очередь информирует правоохранительные органы.

Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы.

Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может :

-вынести родителям предупреждение;

-организовать совет профилактики, с присутствием родителей;

-написать представление в органы соц. защиты.

При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка уполномоченный имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав.

Мы педагоги, можем прививать детям чувство ответственности, учить детей способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие конфликты;

-установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрения и наказания, следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо;

-пропагандировать и разъяснять права детей, семьи.

Представьте, что мы отправляем в морское путешествие маленькую лодочку. Что ее ждет? Конечно, и погода будет иногда штормить, и препятствий много будет на пути… Но, если капитану этой лодочки по связи с берега будут приходить сигналы поддержки: “Как здорово, что ты у нас есть”, “Мы тебя любим”, “Не унывай, мы справимся вместе” и др., то сигналы SOS с этой лодочки на берег не поступят никогда. А в будущем капитан маленькой лодочки станет капитаном большого крейсера.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Памятки для педагогов

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического со стояния и поведения ребенка:

суицидальные попытки.

негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

боязнь физического контакта со взрослыми;

стремление скрыть причину травм;

Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

ночные кошмары, страхи;

несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

стремление полностью закрыть свое тело;

депрессия, низкая самооценка.

Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

различные соматические заболевания;

беспокойство, тревожность, нарушения сна;

агрессивность;

склонность к уединению, неумение общаться;

плохая успеваемость;

задержка физического и умственного развития ребенка;

нервный тик, энурез.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

задержка речевого и моторного развития;

постоянный голод;

кража пищи;

требования ласки и внимания;

низкая самооценка, низкая успеваемость;

агрессивность и импульсивность;

утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии;

частая вялотекущая заболеваемость;

антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Публикации по теме:

Проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах дошкольного воспитания ребёнка " Проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах дошкольного воспитания ребёнка"" Актуальность проблемы и пути решения. 26.

Консультация для педагогов «Какова проблема аутизма?» Консультация для педагогов на тему: «Какова проблема Аутизма?» "КАКОВА ПРИРОДА АУТИЗМА?" АУТИЗМ, или расстройства аутистического спектра.

Консультация для педагогов «Проблема детской тревожности» Консультация для педагогов на тему: «Проблема детской тревожности» Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то.

Консультация для педагогов «Труд дошкольников в семье» Цель: повышение компетентности педагогов в трудовом воспитании детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего.

Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье» Формирование ценностного отношения ребёнка к здоровью в семье. Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребёнка в семье» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Консультация «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться.

Консультация для педагогов «Закаливание как профилактика простудных заболеваний в ДОО и семье» Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Здоровый образ жизни играет.

Консультация «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Поощрение и наказание ребёнка в семье «Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или.

Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений. Дети – это наше будущее, те, кому мы передадим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проблема насилия ребёнка в семье»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 10:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД