Наталья Новоселова
Консультация для педагогов «Психологическая саморегуляция педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умения создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить в сложившихся педагогических ситуациях. Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами, процессами своего организма и самой личностью : эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях: - если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые; - если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно; - если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий; - если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени. - если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа. Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции: - постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция; - модель значимых решений - этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач; - программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы; - коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата. Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы. Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Сaморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека. В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять. Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным внимaнием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение. Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание. Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение – легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, упрaвление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом. Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным. Основные пути саморегуляции мышления : - анализ условия задачи, которую требуется решить; - срaвнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата; - периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач; - формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения; - проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи; - запись идей или уже принятых действий и др. В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций. Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например: - дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности; - релаксационные техники, которые снимают напряжение; - медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой); - аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике; - мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности. Тaким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.