Папки-передвижки

Консультация «Всё об адаптации и даже больше»

Леся Котоманова
Консультация «Всё об адаптации и даже больше»

Консультация для педагогов-психологов (молодых специалистов, воспитателей и родителей.

«Всё об адаптации и даже больше…»

Адаптация ребенка к ДОУ или к школе это сложный период, как для детей, так и для их родителей. Существует множество информации по данной проблеме, и зачастую нам кажется, что мы знаем всё и даже больше, - так почему же до сих пор мы сталкиваемся с массой проблем во время привыкания малышей именно к детскому саду? - Таких как дезадаптация, нарушение социализации, появление невротических реакции, немотивированной агрессии к окружающим у некоторых детей, нарушение регуляторных функций, нестабильное эмоциональное состояние и как следствие высокая заболеваемость среди вновь пришедших и многое другое? Попытаемся, разобраться.

Публикация «Консультация „Всё об адаптации и даже больше“» размещена в разделах

В любой литературе термин, адаптация (от лат. - приспособлять, расшифровывают как приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Действительно ли это так?

Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют, что собственно мы и замечаем, когда многоуважаемые родители не желают соблюдать рекомендации специалистов, тем самым нарушая этапы адаптации. Вследствие, чего процесс адаптации чаще всего затягивается, т. к. вместо постепенного вхождения ребенка в новую для него среду, все превращается в длительное и мучительно-болезненое для всех мероприятие. Ведь иногда из за невозможности родителям адаптировать ребенка, малышу приходится пребывать первые дни в детском саду с раннего утра и до позднего вечера, что собственно не допустимо. Важно понять и родителям, и педагогам - процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.

Существует три типа адаптации :

• благоприятный – психо-эмоциональный статус стабильный в течении 20-30 дней, группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;

• условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет переменчивый группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез; легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой месяцев);

• неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет не стабильный группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез. – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

Выделяются два основных критерия успешной адаптации :

• внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

• внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:

• поведенческие реакции;

• уровень нервно – психического развития;

• заболеваемость и течение болезни;

• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :

1. Легкая адаптация :

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Как показывает многолетняя практика работы, основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Факторы, влияющие на адаптацию :

- возраст ребенка;

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- характеристика нервной системы;

- умение общаться с взрослыми и сверстниками;

- сформированность предметной и игровой деятельности;

- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении т. п., в новой среде и новыми средствами.

Задачи:

-помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к ДОУ

-использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом

-обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период

-познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада

-оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду

Данная модель включает в себя 6 этапов:

• Прогноз адаптации.

• Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

• Психолого-педагогическое просвещение родителей.

• Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.

Адаптационные занятия с детьми.

• Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.

Целью адаптационных занятий является : гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачами:

создание атмосферы эмоциональной безопасности;

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;

сплочение детского коллектива;

развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;

развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

Педагог-психолог проводит занятия один раз в неделю. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога — психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

Игры в адаптационный период

• Примерные виды заданий (на скорую руку) для ребенка:

собери и разбери пирамидку

лови и бросай мяч

поставь кубик на кубик

покажи части тела на игрушке и на себе

выдувание мыльных пузырей

спрячем мишку

хоровод с куклой

поймай солнечного зайчика

иди ко мне

игры с воздушными шарами

Самое главное во время адаптации как малыша раннего возраста, так и ребенка старшего дошкольного возраста, выполнять простые правила:

• создание положительного эмоционального настроя в группе

• наблюдение за процессом адаптации

• проведение адаптационных занятий по программе например, по программе А. С. Ронжиной или любой другой адаптированной программы к вашему образовательному учреждению.

• проведение адаптационных игр, использование сюрпризных моментов (частая смена деятельности)

• использование во время занятий элементов арт-терапии дети рисуют разными способами (традиционными и нетрадиционными - пальчиками ладошками, что помогает снять тревожность и отвлечь от переживаний)

• игры с водой, песком, крупами, пальчиковые игры, лепка, музыкотерапия, элементы сказкотерапии.

Используемая литература:

1. «Адаптация детей при поступлении в ДОУ»

Автор-составитель : И. В. Лапина; Волгоград; издательство «Учитель»,2012

2. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Ю. А. Афонькина.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Всё об адаптации и даже больше»
Опубликовано: 21 марта 2014 в 21:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД