Анна Кулаковская
Консультация для педагогов «Развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития».
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под развитием ребенка понимается процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
В дошкольном возрасте основным средством развития ребенка является игра.
Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время игровой деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
В работах психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева даны содержательные характеристики игры, показано её влияние на главнейшие изменения в психике ребенка, создание «зоны ближайшего развития».
Отечественные психологи (Л. А. Венгер., А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, А. Н. Леонтьев) относят игру к интрогенному поведению, обусловленному внутренними причинами: потребностями, интересами, мотивами, склонностями, запросами. Вместе с тем, потребности в игре зависят от творческих возможностей личности, а творчество связано с уровнем мышления, памяти, речи, воображения.
Методологические основы игры раскрыты в работах Г. В. Плеханова, К. Д. Ушинского, подчеркивающих исторический, общественный характер игры, ее связь с трудом, искусством. Современная философия называет в числе ключевых ценностей человека радости бытия. Игра направлена на получение удовольствия, радости, жизнедеятельности, утверждение себя как полноценной личности.
Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.
Психологические основы игры даны в работах Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова и других. Основные положения их определяют игру как личностное понятие, а не возрастное. Взрослый в игре «пробует», переживает уже не использованные возможности жизни, а ребенок «примеривает» еще не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.
С. Л. Новоселова предлагает в основу классификации современных игр положить инициативность адресата: игры по инициативе детей (театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные); игры по инициативе взрослых (дидактические (обучающие, досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, развивающие игры, подвижные игры); народные игры (традиционные)- обрядовые, архаические и др.).
По типу организации игры условно подразделяются на групповые, подгрупповые и индивидуальные. Так же учитывается место организации (игра на свежем воздухе и в помещении, связь со структурой календарного планирования педагогами (игры в первую и вторую половины дня); игры, учитывающие новые информационные технологии (компьютерные, способ организации умственной деятельности (игры-экспериментирование).
В современной литературе раскрываются виды игр, в зависимости от содержания. Игры, отражающие быт, производство, жизнь общества (бытовые, производственные, общественно-политические) : Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова. Игры, отражающие характер и содержание событий (романтические, героические, фантастические, производственно-приключенческие, семейно-романтические) :Н. Ф. Комарова. Н. Ф. Тарловская. С. Г. Якобсон и др.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое начение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
При организации игры педагогу необходимо учитывать её неоднообразность и наличие разнообразных видов. У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра (Д. Б. Эльконин). Условием применения сюжетной ролевой игры как педагогического средства должно стать знание структуры игры, её генезиса, этапов развития. В пособии «Игра дошкольника» (Под ред. С. Л. Новоселовой – М,1989) называются следующие этапы: I этап — ознакомительная игра (первый год жизни); II этап — отобразительная (на рубеже первого и второго года жизни); Ш этап — сюжетно-отобразительная (второй и третий год жизни); IV этап — собственно ролевая игра (с 3 лет до 7 года жизни). Знание этапов поможет педагогу технологически верно построить процесс организации игр детей, развивать психологические стороны личности. Одно из условий, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует следующее условие организации сюжетно-ролевой игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Следующее условие организация сюжетно-ролевой игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Однако, эти условия «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.
Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания для самостоятельной игры дошкольников.
Ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли:
– ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Следовательно, знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры;
– знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность;
– в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.
Комплексный метод можно также рассматривать как одно из условий использования сюжетно-ролевых игр. В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен комплексный метод руководства игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представления детей об окружающем : предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально-нравственные оценки. Это содержание, по мнению автора, при определенных условиях может стать источником возникновения замыслаигры детей.
Второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры-шутки, игры-загадки, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – все то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда, как считает автор, должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающем в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы выделили следующие условия проведения сюжетно-ролевой игры как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста :
-деятельности взрослых;
- разнообразие игровых предметов, замещающих действительные предметы
- разнообразие сюжетов;
- чтение художественной литературы, походы в театры, экскурсии;
- расширение тематики игр, углубление их содержания;
- грамотно организованная игра;
Игровая обстановка (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают недостающие);
- воспитатель-партнер;
- формирование игровых умений;
- каждый играющий должен иметь право на инициативу;
- банк сюжетно-ролевых игр;
- усложнение сюжета.