МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»

Анна Кузьмина
Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»

Что такое пространственные представления?

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы :

- Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?

- Почему возникают трудности при определении времени по часам?

- Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

- Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

- Почему никак не может понять условие задачки?

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие пространственных представлений“» размещена в разделах

Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для :

- понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыие, раньше-позже);

- правильного написания цифр;

- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

- Понимания условий задачи.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:

- усвоение образа буквы;

- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления :

- обуваясь, отличить правый и левый ботик;

- перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.

Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.

В первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства. На начальном этапе развивающая работа с детьми должна строиться с использованием упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела, таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинается складываться представление о правом и левом, т. е. продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной причиной расстройств письменной речи.

С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественный высокий уровень.

2этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази - пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаках и символов, например нотная запись, представления о времени, понимание лексикограмматических конструкций (правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»)

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Для самых маленьких:

«Летчики»

Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,

Мы летаем — далеко,

Мы летаем- низко.

«Указочка»

Ротик мой умеет кушать, нос -дышать, а уши- слушать.

Могут глазоньки моргать, ручки- все хватать, хватать.

Игры: «Найди спрятанную игрушку», «Откуда звук?», «Где спрятался зайчик?» «Аист»

Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левую ногой повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет и гнездо себе совьет.

«Физкультник»

физкультурник на дорожке тренирует свои ножки высоко их понимает, гордо, весело шагает.

Повернемся в право влево и беремся вновь за дело.

Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.

• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.

• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает он открыл сначала левый глаз, а потом правый.

• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке.

Игра «Путаница»

правой рукой закрой левый глаз; левой рукой покажи правое ухо; дотянуться до правого носка, а правой рукой до левой пятки.

Игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить, как на занятиях по математике, так и в играх.

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,

чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Обозначая направления движения употреблять в речи наречия и предлоги : вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Сначала педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено.

Развивая ориентировку на плоскости используйте в свое работе математические диктанты, задания типа нарисуй по клеточкам.

Формируем квазипространство.

Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входит временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, пространственные представления связаны с работой головного мозга, а именно тех отделов которые перерабатывают зрительную, слуховую и тактильную информацию. Другими словами пространственные представления объединяют работу нескольких анализаторов.

Развивая временные представления можно использовать в своей работе следующее игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года)

«Дни недели»

Прочитать детям отрывок из стихотворения (П. Башмаковой)

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Затем предложить детям рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитать стихотворение.

- дать задание написать в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.

Опираясь на числовой ряд от 1 до 7, назвать дни недели по порядку. Закрыть глаза поменять местами цифры (Какие дни недели поменялись местами)

Назови дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели)

«Части суток»

Утро, день, вечер, ночь- улетели сутки прочь не прошло минутки, снова идут сутки.

Снова утро, снова день,

Ночь за вечером как тень.

Так и ходят вечным кругом,

Как и сутки друг за другом.

Дается схематичное изображение частей суток (зрительная опора). Игры типа: «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

Игра «Угадай-ка?»

вопросы : '

- Можно ли весной собрать урожай яблок?

- Правда ли что апрель бывает в середине лета?

- Правда ли, что перед июнем бывает июль?

- В августе расцветают первые цветы?

- Лето бывает перед весной?

- всегда ли после осени наступает весна?

- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?

- Можно ли летом слепить снеговика?

- летом идет снег?

- Зимой встретить медведя?

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Билингвальное развитие детей дошкольного возраста» Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что ознаменовало новый этап в развитии. С одной стороны, это признание.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника.

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке» Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 12:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД