Елена Приходько
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Самое сложное и важное — обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре : как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.
Изо дня в день, наблюдая детей, он видит какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий, радует или огорчает педагога. Первое условие успешного руководства играми — умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.
Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.
В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей.
Если воспитатель поддерживает удачное предложение, с уважением относится к интересной выдумке, то и ребята начинают прислушиваться к мнению друг друга, считаться с ним. Иногда игру начинают двое — трое детей, а затем и у остальных появляется желание принять в ней участие. Устанавливается правило: к игре можно примкнуть только с общего согласия участников. Иногда же по общей договоренности в игру принимает ее инициатор, организатор.
Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, в старшей, тем более в подготовительной к школе группе, важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Тут возникают новые трудности, которых не было ранее. Задача воспитателя — следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.
Когда старшие дошкольники обсуждают до начала игры ее содержание, примерный ход развития сюжета, воспитатель выступает как рядовой участник игры, поддерживает удачные предложения, дает свои советы, помогает в решении спорных вопросов. Опыт показывает, что дети охотно усваивают такой порядок, иногда по своей инициативе организуют предварительное обсуждение игры.
Иногда распределение ролей становится предметом коллективного обсуждения с участием воспитателя, который своим примером приучает детей быть справедливыми, доброжелательными, заботиться о товарищах.
Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь.
Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую — нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых ребята сами раньше не догадывались.
Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.