МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»

Наталья Видякина
Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»

Консультация для педагогов: «Составление рассказа по картине или серии картин».

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей дошкольного возраста. Рассказывание по картине способствует развитию речевой активности и творческой инициативы, влияют на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Составление рассказа по картине или серии картин“» размещена в разделах

Этапы обучения рассказыванию по картине.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ (3-4 ГОДА)

осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 ЛЕТ)

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (5-6 ЛЕТ)

Характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 ЛЕТ)

рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех-четырёх. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

- картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими, условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения;

- не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного;

- сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость;

- следует избегать излишней штриховки, незаконченности рисунка.

Последовательность обучения рассказыванию.

- Составление описательного рассказа по предметной картине.

- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

- Составление повествовательного рассказа по сюжетной o картине.

- Составление рассказа по последовательной сюжетной серии o картине.

- Составление описательного рассказа по пейзажной картине, натюрморту

- Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Также выделяют следующие приёмы обучения рассказыванию.

- совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу)

- образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию)

- план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия предметом. Это два-три вопроса, определяющие содержание рассказа и последовательность.

- Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания)

- рассказывание по схемам (хорошо известны схемы Т. А. Ткаченко)

- модели для составления рассказа (пиктограммы - условное обозначение)

- вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения)

Требования к рассказам детей.

- точная передача сюжета; самостоятельность; образность;

- целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);

- наличие связей предложений и частей рассказа;

- выразительность, умение интонировать;

- акцентирование наиболее значимых слов; плавность речи;

- фонетическая четкость каждой фразы.

Учить ребенка рассказыванию по картине - значит формировать и развивать его связную речь, монологическую и диалогическую. Рассказывание по картине расширяет и углубляет представления и знания ребенка об окружающем мире, учит выражать эмоции, интонировать и фантазировать. Развивает аналитическое и логическое мышление, которое важно для усвоения и переработки информации, а это - залог успешной адаптации к школе.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Лексико-грамматическое занятие: составление рассказа по серии картин «Приди, весна красная»Лексико-грамматическое занятие: составление рассказа по серии картин «Приди, весна красная» Задачи: 1. Закрепить знания о весне, о приметы весны. 2. Расширять и активизировать словарь по теме «Приметы ранней весны». 3. Совершенствовать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Составление рассказа по картине или серии картин»
Опубликовано: 1 марта 2024 в 07:35
+193Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД