Александра Стальмахович
Консультация для педагогов «Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника.
Творческая активность- это умение видеть прекрасное не по замыслу педагога или по условиям поставленным заданием, а в жизни в окружающем нас мире. Несомненно, влияние занятий по изобразительной деятельности велико на формирование самостоятельной творческой активности ребенка. Изобразительная деятельность содействует формированию самостоятельной творческой активности детей, которая возможна лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Задача педагога помочь ребенку научиться выносить все приобретенные умения, навыки и чувства за пределы занятия. Мы учим ребенка видеть и переносить, изображать, передавать все то прекрасное, что есть вокруг, внутри нас в действительность. Многие педагоги думают что, развивая детское творчество, они развивают творческую активность, но это далеко не так. Это умение вносит всю красоту, которая есть в душе у человека не только в рисунок, поделку, но и в различные жизненные ситуации. Педагог лишь должен научить техники, способам, вложить в души детей тягу к освоению прекрасного, научить видеть, а ребенок творить будет сам. Необходим и важен так же индивидуальный подход к каждому ребенку. Развивать творческую активность на занятиях по изобразительной деятельности можно при помощи : развития творческого воображения и мышления; развитие средств выразительности, а непосредственно чувство цвета; обучение детей нетрадиционным техникам рисования; стимулировать и поощрять творческую самостоятельную деятельность на занятиях; создания проблемных ситуаций и задач на занятиях.
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние изобразительной деятельности на развитие творческой активности дошкольника“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Развитие творческого воображения и мышления.
Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Творческое воображение формируется в ходе творческой деятельности. Для детей дошкольного возраста наиболее доступной формой формирования и развития творческого воображения является изобразительная деятельность. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Создание новых оригинальных продуктов в изобразительной деятельности ребенка служит характерной чертой творческой активности ребенка. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. «У сильного мышления много врагов.» - говорил Г. С. Альтшуллер - «И один из серьезнейших - неумение воображать и фантазировать, а отсюда боязнь новых, сильных, нестандартных идей и решений». Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. На занятиях педагогу нужно стремиться к развитию у детей творческого воображения и мышления, вследствие чего будет развиваться творческий подход ребенка к любому виду деятельности. Творческое мышление это такое мышление, которое:
1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
2) подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;
Все сказанное доказывает нужность развития творческого мышления и воображения на занятиях по изобразительной деятельности, для воспитания творческой активности ребенка.
• Развитие средств выразительности. Чувство цвета.
Свое отношение к изображаемому, движения и психологические портреты изображаемого дети могут передавать при помощи средств выразительности. Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. При помощи цвета ребенок выражает эмоциональное отношение к изображаемому. Чувство цвета педагог развивает на занятиях по изобразительной деятельности. С самого рождения цвет управляет эмоциями, вызывает те или иные чувства, формирует отношения к предметному миру, природе. Все те чувства, которые ребенок воспринимает с цветом педагог, развивает, направляет в русло изобразительной деятельности. Развивая более тонкое и острое видение цветового мира, педагог учит ребенка более точно и тонко видеть, чувствовать красоту окружающего мира, отображать свои чувства и эмоции.
• Самостоятельная творческая деятельность.
Ее содержание направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей. Через самостоятельную деятельность ребенок учится творчески мыслить, действовать без установок педагога, находить криативные решения, а в дальнейшем переносить приобретенные навыки в повседневную жизнь, в чем и состоит творческая активность. Важно разнообразить материал и способы работы с ним, тогда дети смогут творчески подходить к решению поставленных задач, а не по указки педагога. Научить пользоваться и применять средствами выразительности, приемами и техникой изображения. Только овладев изобразительным искусством, различной техникой работы с материалами ребенок может заниматься самостоятельной творческой деятельностью. Педагог ни в коем случае не навязывает своих мнений, а только подталкивает ребенка и стимулирует развитие самостоятельной деятельности.
• Использование на занятиях нетрадиционных техник рисования.
Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество. Предлагая детям, нетрадиционные техники рисования мы развиваем их самостоятельность и творческую активность. Знание художественных приемов для достижения наибольшей выразительности рисунка и умение комбинировать различные техники изображения пробуждают фантазию детей, активизируют их наблюдательность, внимание и воображение, помогают вернее исполнить задуманное, развивают чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса и уводят творчество детей далеко от стандартов и шаблонов. Дети, научаясь избегать шаблонов и стандартов, воспитывают в себе творческую активность.
• Создание проблемных ситуаций и задач на занятиях по изобразительной деятельности.
Так же как и при использовании нетрадиционных техник рисования и самостоятельной творческой деятельности при создании проблемных ситуаций мы побуждаем ребенка творчески мыслить, действовать, находить нестандартные решения. Способствуем развитию творческого воображения и мышления.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные
условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Что в свою очередь способствует творческому подходу к различным видам деятельности.
Вывод.
Действительно изобразительная деятельность непосредственно влияет на развитие творческой активности ребенка. Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка. Именно творческая активность ребенка поможет ему стать личностью, а не просто субъектом. Полноценной, четко думающей, творчески мыслящей и прекрасно, тонко чувствующей личностью. Творческую активность ребенка педагог должен развивать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в других видах деятельности, в повседневной жизни. Нельзя не сказать о работе педагога с родителями в этом вопросе. И в заключение хотелось бы сказать что, прежде всего педагог должен своим примером показать и научить ребенка творчески мыслить, действовать и жить.
Список использованной литературы:
1. Косминская В. Б, Васильева Е. И, Халезова Н. Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду».М. : «Просвещение», 1977- 253с.
2. Кодина Д. Н. «Нетрадиционные техники рисования» Современное дошкольное образование №5.2009, №1.2010.
3. Методика изобразительной деятельности и конструирования. Под ред. Комаровой Т. С. М. : «Просвещение», 1991- 256с.
4. Столяренко Л. Д. «Основы психологии». «Феникс», Ростов-на-Дону. 200- 672с.
5. Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления». Екатеринбург: У-Фактория,2004.
6. https://www.aist-ped.ru/