Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дошкольного образования»

Марина Хохлова
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 14 «Ёлочка» комбинированного вида» г. Сясьстрой

Консультация для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дошкольного образования»

Автор: учитель – дефектолог Хохлова М. В.

Сясьстрой

2018 г

Публикация «Консультация для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дошкольного образования“» размещена в разделах

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Устав ВОЗ

На сегодняшний день проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных практически для каждой семьи. Это обусловлено многими факторами. Один из них – это низкая культура здоровья, т. е. неумение обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нём, а также низкий уровень здорового образа жизни. Культура здоровья подразумевает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее, предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т. д. Очевидно, что медицина не в состоянии справиться с данной проблемой. Поэтому задача сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей является приоритетной задачей современного дошкольного образования. Актуальная работа по формированию осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни у населения ложится на плечи педагогов. Также в зону ответственности педагогов дошкольного образования включается работа по формированию у детей практических навыков ЗОЖ, ежедневное создание таких условий ведения воспитательно – образовательного процесса, которые максимально способствовали бы сохранению здоровья воспитанников и их физическому развитию.

Для решения данных задач и обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в практику дошкольного образования активно внедряются различные виды современных здоровьесберегающих технологий. Условно их можно объединить в две группы: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

• осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований;

• проведение диспансеризации;

• организация режима двигательной активности;

• рациональное питание;

• контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на :

• медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

технологии валеологического просвещения родителей;

В ходе совместной деятельности с детьми педагогами используются различные элементы здоровьесберегающих технологий. Итак, перечислим наиболее популярные из них, регулярно используемые педагогами.

1. Динамические паузы во время проведения непосредственной образовательной деятельности (занятия). Это наиболее простые и распространённые виды здоровьесберегающих технологий. Их целью является предупреждение утомляемости; снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения; активизация кровообращения. Каждая такая пауза длится от 2 до 5 минут, по мере утомляемости детей. Как правило, содержание динамической паузы связано с темой занятия и может включать в себя несколько видов движений. Для более удобного восприятия детьми динамическая пауза сопровождается стихотворным текстом, песней, красочными картинками – схемами. Динамическая пауза может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий (дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и других видов гимнастик).

2. Подвижные и спортивные игры. Проводятся они как часть физкультурного занятия, прогулки (ежедневно). Игры средней степени подвижности могут проводиться и в групповом помещении. Подвижные игры малой степени подвижности, сопровождаемые знакомым речевым материалом, часто становятся материалом для динамических пауз. Такие игры разучиваются с детьми заранее в свободное время.

3. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры. Это один из самых популярных видов работ. Необходимо помнить, что снятию усталости, напряжения помогает только хорошо знакомая детям пальчиковая игра, гимнастика, не требующая дополнительных «мозговых» усилий. Помимо занятий проводится она в любой удобный отрезок времени. Это хороший способ успокоить детей после активной игры, плавно перейти от свободной самостоятельной деятельности к совместной с педагогом. Иногда необходимо активизировать детей, вовлечь их в коллективную деятельность. Пальчиковая игра, гимнастика помогает и в этом.

4. Бодрящая гимнастика. Проводится сразу после сна и длится от 5 до 10 минут. Формы её проведения различны. Очень часто её проводят в положении лёжа на кроватках (раскладушках). При наличии отдельных спальных комнат становится возможным лёгкий бег из спальни в группу, ходьба по различным поверхностям (ребристым дощечкам, массажным коврикам и пр.) В тёплое время года возможно применение обширного умывания.

5. Корригирующая гимнастика. Выбор комплекса корригирующей гимнастики зависит от контингента детей и поставленной задачи. Это может быть профилактика (коррекция) плоскостопия, неправильной осанки и т. д. Элементы корригирующей гимнастики могут быть включены в комплексы утренней и бодрящей гимнастики, в динамические паузы.

6. Дыхательная гимнастика. Она очень популярна в последние годы. Наибольшее использование получили комплексы речевых дыхательных гимнастик и детский вариант гимнастики А. Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении, при соблюдении гигиены носовой полости. Упражнения дыхательной гимнастики включаются в комплексы утренней, бодрящей гимнастики. Речевые дыхательные упражнения проводятся как самостоятельно, так и как часть занятия по развитию речи.

7. Гимнастика для глаз. Она менее популярна среди педагогов, так как часто требует использования специального наглядного материала. Наиболее оправдано использование элементов зрительной гимнастики на занятиях, которые несут в себе значительную нагрузку на зрительный анализатор.

8. Релаксация. Этот вид здоровьесберегающих технологий направлен на снятие напряжения, возбуждения и утомления. Её проведение основано на прослушивании специальных аудиозаписей, созерцании специально подобранного видеоряда.

9. Технологии эстетической направленности (эстетотерапия). Эстетотерапия воздействует непосредственно на эмоциональную, чувственную сферу ребёнка. Эти технологии реализуются, как правило, на занятиях художественно – эстетического цикла (изодеятельность, музыкальное воспитание, в ходе знакомства с творчеством композиторов, художников, писателей. К этому разделу относятся и такие мероприятия, как посещение музеев, выставок, концертов, театральных постановок.

В ходе работы по здоровьесбережению педагогами используются технологии обучения здоровому образу жизни.

1. Физкультурное занятие. Эти занятия входят в программу дошкольного образования. Организует и проводит их инструктор по физическому воспитанию в спортивном зале.

2. Коммуникативные игры. Они нацелены на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Играть в эти игры можно в любое удобное время. Например, использование коммуникативных игр в начале дня, в момент прихода детей в детский сад максимально способствует установлению дружелюбной атмосферы в детском коллективе, настраивает на доверительные отношения с педагогом, помогает снятию напряжения, установлению контакта. Часто коммуникативные игры для детей дошкольного возраста сопровождаются музыкой, пением, стихотворными текстами, включают в себя элементы беседы, театральные этюды.

3. Обучающие занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни (из серии «Здоровье»). Содержание этих занятий направлено на привитие детям сознательного отношения к своему здоровью, ознакомление с элементарными правилами ЗОЖ. Такие занятия носят форму беседы, тренинга. Иногда для организации таких занятий привлекаются родители, медицинский персонал. Необходимо помнить, что пример родителей – один из самых эффективных способов формирования подобных представлений у детей. Активное участие и личная заинтересованность родителей в сохранности здоровья ребёнка в развёрнутом его понимании обеспечивает социально – психологическое благополучие ребёнка, так как обеспечивает эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка.

4. Самомассаж. Точечный массаж. Данные виды здоровьесберегающих технологий проводятся по специальным методикам. Перед использованием элементов массажа педагог объясняет детям серьёзность процедуры, даёт знания о том, как не навредить своему организму. При этом используется наглядный материал, позволяющий сделать эту информацию доступной и понятной ребёнку. Проводится массаж в ходе таких режимных моментов, как утренняя гимнастика, подготовка к занятию, к прогулке, как часть динамической паузы и др. в работе со всем коллективом детей педагоги используют наиболее доступные и безопасные приёмы. Очень популярны среди педагогов и среди детей массажные упражнения с различными предметами: шипованными мячами, массажными щётками для волос, прищепками, ковриком «Травка», бусами – чётками и др.

Хочется добавить, что это лишь часть здоровьесберегающих технологий. Однако применение в практике педагога дошкольного образования даже некоторых из них повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей направленность на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у дошкольников осознанное и ответственное отношение к своему образу жизни.

Список использованной литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 1999.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.

4. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко // Учебное пособие для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Шарманова, С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С. Б. Шарманова //Управление ДОУ. — 2006. — №4. — С. 40-45.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дошкольного образования»
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 18:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хохлова (УИ 25066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД