Приложение МААМ

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры для двоих детей»

Екатерина Тройник
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры для двоих детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно ролевые игры для двоих детей

24 декабря 2014

Метки: Творчество и игры

Помните ли вы во что играли в детстве? Почти все вспоминаемые вами игры - ролевые. Именно такой тип игры максимально задействует как интеллектуальные, так и эмоциональные качества ребенка, развивая богатство фантазии. При этом не стоит забывать о том, что игровая деятельность для детей вообще и для малышей в частности является ведущей. Весь мир, все сложные отношения между предметами и людьми познаются детьми именно через призму игр. Вот почему так важны ролевые игры для детей – это не что иное, как обучающая программа, которая помогает детям примерить на себя значимые для них социальные роли и понять суть взаимодействия между участниками выбранной сюжетной линии.

Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевые игры для двоих детей“» размещена в разделах

Несложно догадаться, что одному ребенку играть спектакль для одного актера довольно скучно и полноценные сюжетно ролевые игры для детей предполагают товарища, а еще лучше – нескольких. Тем лучше – значит, ваши двое детей с удовольствием подхватят любую идею, превратив ее в захватывающее действие! Поэтому в разделе творчество и игры для двоих детей мы выделили тему ролевых игр в отдельную статью.

Игры ролевые дошкольников – ключ к пониманию мира

Если задуматься, то сюжетно ролевые игры можно представить себе как театральное действие, где дети придумывают сюжет и режиссируют действия, после чего примеряют выдуманные роли и воплощают постановку в жизнь с помощью своей фантазии и подручного антуража. Развитие сюжетно ролевой игры происходит плавно, имея точки начала, собственно развитие сюжета и кульминацию, которая знаменует собой конец игры.

Чаще всего сам план ролевой игры малышам предлагают их родители, воспитатели или другие значимые взрослые, на плечи которых и ложится организация сюжетно ролевой игры. Но, единожды показав игру, можно расслабиться, теперь дети будут уже играть в нее самостоятельно, дополняя и изменяя ее по своему вкусу и желанию. Дети, перевоплощаясь в выдуманных героев, стремятся постичь как сам механизм взаимодействия персонажей игры, так и их мотивы, и суть манипуляций с какими либо предметами. Весло – гребет, стетоскоп – позволяет прослушать легкие, корона – позволяет идентифицировать принцессу или короля. Врач – лечит, мама – заботится. Все в голове ребенка встает на свои места, и суть непонятных ранее вещей становится кристально ясной.

Цель ролевой игры

Самые продуманные и логичные, самые увлекающие и восхитительные игры – ролевые, сказал бы вам каждый ребенок, если бы знал что такое ролевые игры. Сама по себе такая игра не имеет конечной цели, даже если принцесса уже спасена, а клад добыт, игра может продолжаться новыми приключениями.

Если же размышлять о том, какова на самом деле цель ролевой игры, то стоит обратить внимание на то, что вообще дает детям сюжетно-ролевая игра. Именно из этого вытекает основная цель сюжетно ролевой игры – освоение детьми навыков межличностного общения и обучение их взаимодействию в данном контексте ситуации или при совместной профессиональной деятельности, которая обыгрывается в игре.

Атрибуты для ролевых игр – отправная точка сюжета

Как для спектакля необходим реквизит, так и для вживания в роль и появления сюжета детям нужны необходимые атрибуты для ролевых игр. Сложно догадаться из какого предмета появятся сюжетно ролевые детские игры – две шали могут стать плащом рыцаря и платьем принцессы, коробку от холодильника дети смело объявляют космическим кораблем, а обычный мяч становится магическим шаром.

Такие атрибуты для сюжетно ролевых игр помогают детям войти в роль, а так же являются отправной точкой построения сценария игры. Если организация ролевых игр происходит с подачи взрослых, то они зачастую сами предлагают некоторые предметы, которые настраивают детей на соответствующую игру.

Роли детей в ролевых играх

Если ваши двое детей охотно осваивают сюжетно ролевые игры, вы, наверное, заметили, что они самостоятельно распределяют игровые роли. В этом нет ничего плохого, если оба малыша согласны. Но если один из детей постоянно оказывается злодеем или больным, и играет постоянно одну и туже роль - стоит посоветовать детям поменяться ролями, это может оказаться полезным для них. Возможно, мысль поменяться ролями просто не пришла малышам в голову. Если же ваше предложение отвергли – ничего страшного, пусть дети учатся договариваться и взаимодействовать.

Некоторые сценарии ролевых игр предполагают смену ролей, а некоторые – наоборот имеют продолжительный сюжет, при котором смена роли в ролевых играх может сломать всю игру. Детям – виднее.

Примеры сюжетно-ролевых игр для двух детей

В любом дошкольном учреждении есть картотека сюжетно ролевых игр, и эти вариации не единожды обыгрываются детьми в группе. Однако дома двое детей разного возраста часто не могут найти точку начала для игры. Для этого иногда родители могут предложить им какие-то готовые интересные варианты игры – ролевые постановки по родительскому сценарию быстро обретают самобытность и буквально через пару десятков минут теряют малейшую схожесть с первоначальным сценарием.

Здесь мы приведем некоторые примеры ролевых игр, как новые, так и те, которые популярны уже не первый год, и даже – не первый век. Тем не менее, готовые варианты ролевых игр всегда могут вас выручить или вдохновить на создание совершенно нового сюжета.

Вариант № 1: «Уютный домик»

Этот вариант всегда возглавляет сюжетно ролевые детские игры. Наверное, вы сами помните из своего детства наполовину раздвинутый и занавешенный покрывалом стол-книжку, под которым устраивался настоящий дом. К сожалению, столы-книжки почти вышли из моды, а вот память об этой игре – осталась.

Но ведь можно сделать домик для детей практически из любых подсобных материалов: можно купить готовую детскую палатку, можно сдвинуть стулья и надвинуть на них покрывала, можно достать большую картонную коробку, или занавесить самый обычный стол – любой вариант годится! Стоит создать импровизированное жилище для ваших малышей, как они сразу же начнут наводить в нем уют, устраивать освещение, и стащат туда все, что может оказаться полезным на их взгляд. Причем в домике уже могут развиваться совершенно любые сюжеты, он является скорее атрибутом игры.

Вариант № 2: «Большое плавание»

Замечательные ролевые игры – детские вариации на морскую тему. Вот и игра в корабль – одна из самых любимых детских развлечений, и не только у мальчиков. Берется тазик, коробка или ванночка в качестве самого плавсредства, сушилка для белья, призванная изображать паруса, игрушечные наборы для рыбалки, сабли и банданы.

Пираты или моряки во время путешествия могут ловить магнитных рыбок, есть морские галеты или подручный корм, пытаться изображать сон в гамаке, грести веслами, тонуть по очереди и соответственно – спасать друг друга, искать сокровища и спасаться от пиратов, грабить корабли - если сами пираты.

Вариант № 3: «Праздник - праздник»

Еще одной игрой, в которую малыши часто играют - это организация праздника. От родителей чаще всего нужна пара подсказок, мотивирующая идея и руководство в самом начале игры.

Для организации дня рождения нужны: именинник – либо один из детей, либо кукла, либо кот, торт – или что-то, что будет выступать в этой роли, посудка, пластиковые или даже настоящие продукты. Детки наливают друг другу и куклам чай, дарят имениннику подарки, могут петь и танцевать. При удачном воплощении можно пару раз повторить.

Вариант № 4: «Космонавты»

Зачастую, придумывая различные ролевые игры, достаточно придумать отправную точку, от которой детская фантазия создаст уже свою собственную игру. Для космонавтов такой точкой может стать либо космический корабль, либо скафандры.

Из картонной коробки можно сделать космический корабль, дуршлаг на голове – верный признак инопланетянина, шлемы юных астронавтов можно смастерить из подручных средств. Дайте детям что-то похожее на нужную атрибутику – и они сами увлеченно будут покорять космос.

Вариант № 5: «Магазин»

Еще одна неустаревающая ролевая игра – игра в магазин. Пусть один из детей будет покупателем, а второй – продавцом, а после дети поменяются ролями. Продавать можно все что угодно, а для оплаты можно использовать фантики, мелкие железные деньги, старые визитки отца, или просто клочки бумаги. Заодно можно поучиться считать, узнать валюту (дети, насмотревшись Скруджа Макдака и свинки Пеппы, часто ведут торговлю в долларах).

«Продукты» можно раскладывать на витрине, складывать их в сумку или пакет, взвешивать, проверять «штрих код», рисовать ценники, и делать с ними еще много и много чего.

Вариант № 6: Классика жанра – «Больница»

Наверное, самая известная сюжетно ролевая игра – больница. Дети с удовольствием отрабатывают друг на друге новейшие способы лечения, привыкают к прививкам, дают сладкое конфетное лекарство и даже – стоят в очереди к врачу.

Если вы решили научить своих деток играть в ролевые игры - больница самый простой и доступный для восприятия вариант.

Гениальная по простоте и эффективности игра в больного и доктора. Часто используется специальный набор, но подойдут и подручные средства. Чаще всего пациентом становится младший ребенок, а врачует его старший, но бывает по-разному.

Вариант № 7: «Детский сад»

В детском саду дети играют в разные сюжетно ролевые игры, но только дома можно поиграть в игру… «детский сад». Дети охотно играют в садик, тем более хотя бы одному из них эта тема весьма близка. А вы посмотрите – что дети в садике делают, чем занимаются и как проводят день.

Старший ребенок может одевать малыша, отводить в садик (отведенное под сад место или к маме, кормить младшего, играть с ним, укладывать спать, то есть проецировать на себя в игровой форме обычную жизнь детского сада.

Вариант № 8: «Войнушка», «партизаны», «индейцы»

Для мальчиков в большинстве своем ролевые игры – детские вариации на тему войны и борьбы. Это логично и обусловлено социально-генетическими предпосылками. Вооружившись пистолетами или мечами, или снарядив на войну несколько полков трансформеров, мальчишки самозабвенно ведут боевые войска к неминуемой победе.

Но стоит заметить, что любые боевые действия капитально увлекают малышей обоих полов. Стоит только вручить им оружие – и прощай, пацифизм! Соперник и враг будут настигнуты, убиты, реанимированы и вылечены. А арсенал игрушечного оружия поражает воображение.

Вариант № 9: «Семья»«дочки-матери»

Одна из популярных и самых известных это сюжетно ролевая игра «семья». Проецирование на себя ролей матери и отца увлекает малышей в неизведанный мир взрослых. Они пытаются самостоятельно понять и ощутить чувства взрослых, одевая, кормя, баюкая и укладывая спать пупсов и кукол, обсуждая друг с другом «взрослые» проблемы воспитания детей.

Ну а пока дети играют в папу и маму, вы можете взглянуть на свою семью со стороны.

Вариант № 10: «Зоопарк»

Если собрать по дому все фигурки маленьких животных, особенно из киндер сюрпризов или лего зоопарк, то вполне можно создать богатый на флору и фауну зоопарк. Дети вместе могут водить туда кукол и солдат на экскурсию, кормить животных, изучать информацию о неизвестных видах (да-да, чем питается утконос) и даже арендовать животных для цирковых выступлений.

Вариант № 11: «Парикмахерская»

Еще одна известная сюжетно ролевая игра – парикмахерская. Вооружите малышей заколками, резинками, феном, гелем для волос и обыкновенной расческой, и дети обоих полов увлеченно будут менять друг другу имидж, и вести за собой к вершинам стиля.

Вот только ножниц не давайте. А то вдруг один из ваших детей – непризнанный Зверев? А вам потом стесняться с ребенком на улицу выходить…

Ролевая игра в дошкольном возрасте – возрастные особенности

Сложно недооценить роль сюжетно ролевой игры в развитии ребенка. Это одновременно стимулирует и развитие интеллекта малыша, его логики и памяти, нахождения взаимосвязи между предметами и людьми. Одновременно происходит толчок в развитии творческого начала у ребенка и дается обильная пища его воображению. Так как ролевые игры детские предполагают несколько ролей и общение между персонажами, происходит общая социализация ребенка и активное развитие речи.

Начинает простая сюжетная игра переходить в игру ролевую примерно с двухлетнего возраста. Если вашему младшему ребенку уже исполнилось два года, то они вместе с первенцем могут создавать собственные сюжеты и с удовольствием играть вместе. В такой игре старший ребенок будет ведущим, а малыш – ведомым.

Если ваш первенец уже готовится к школе, а то и уже и стал учащимся начальных классов, его игры будут уже взрослее и станут более продуманными. Это уже целый воображаемый мир, а не просто сюжетно ролевая игра - старший возраст ребенка сопровождается еще и большим количеством жизненного опыта и багажом полученных знаний о мире.

С возрастом ребенка напрямую связана продолжительность игры. Например, в младший дошкольный возраст сюжетно ролевая игра довольно проста, предполагает совершение трех-четырех действий. Более старший возраст уже предполагает длительный сюжет, который может быть обыгран даже не за один день, иногда такая ролевая игра может длиться неделями, с последующим развитием событий.

Тем не менее, на развитие детей сильное влияние оказывают игры – ролевые же варианты игр наиболее эффективны для усвоения детьми социальных норм и адаптации к обществу. Ну а вам сюжетно ролевые игры помогут направить энергию детей в полезное русло и выкроить немного личного времени.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат ролевые игры» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Консультация для родителей старших дошкольников «Ролевые игры» Ребенок может заученно отвечать на ваши вопросы: «Нет, я не боюсь учителя», «Да, я хочу учиться», «Да, мне будет весело с новыми ребятами»,.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе Сюжетно-ролевая игра является основным видом игры ребенка дошкольного возраста. Основным источником сюжетно-ролевой игры ребенка является.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры для двоих детей»
Опубликовано: 22 января 2023 в 14:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры для двоих детей»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Тройник (УИ 610247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД