Получи документы

Консультация для родителей «Что нужно читать детям-дошкольникам»

Марина Валерьевна Каюшникова
Консультация для родителей «Что нужно читать детям-дошкольникам»

Консультация для родителей

«Книга - это воспитатель человеческих душ»

Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Публикация «Консультация для родителей „Что нужно читать детям-дошкольникам“» размещена в разделах

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто,

З. Александровой.

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир.

И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший верный друг

Развеет скуку книжка.

(Аркадий Марков)

РЕБЕНОК И КНИГА

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и др) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.

У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

• закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

• знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

• развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

• учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

• помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

• помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

• обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Таким образом, в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет педагогов тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.

Покупаем книги для ребе

нка[/b]

На вопрос, как вырастить гения, Эйнштейн ответил «Читайте ребенку сказки». Но как выбрать книгу? Ведь они сегодня весьма недешевы и далеко не все полезны.

Определяясь с покупкой, следует ориентироваться не только на содержание книги, но и на ее оформление и качество бумаги. Многие издательства в погоне за прибылью не соблюдают требования к детской книге, которая становится как минимум бесполезной, как максимум – опасной для здоровья.

0+ Для младенцев важны книжки-игрушки. Это могут быть клеенчатые книги для ванной или небольшие книги из нескольких толстых картонных листов. Формат книги должен быть небольшим, сама книга – не тяжелой. Переплет выбирайте плотный и прочный. Особое внимание к иллюстрациям: они должны быть большими, яркими, без лишних деталей. Одна книжка – одна сказка, или несколько стихов, объединенных одной темой. В этом возрасте малыши больше всего любят книги про животных.

Совет. Если вы купили или нашли свои собственные книжки на тонкой бумаге, их можно разделить на листы и постранично поместить в папку с файлами, которые сверху следует заклеить скотчем.

3+ Кроме художественных книг, актуальны книжки-раскраски, книжки-пазлы. Поучительны сборники коротеньких историй типа «Сказки от капризов», «Сказки от слез». Формат книги не должен превышать А4, а объем – нескольких листов. Тяжелые сборники сказок лучше не покупать – их будет неудобно держать ни вам, ни ребенку. Текста не должно быть больше, чем картинок.

Отдайте предпочтение не компьютерным иллюстрациям. Посмотрите в конце книги имя художника. Книги с картинками В. Сутеева, Ю. Чижикова, В. Билибина, Ю. Васнецова, Б. Диодорова покупайте, не задумываясь.

По содержанию ориентируйтесь на интересы вашего ребенка. Это могут быть мин-энциклопедии для малышей, атлас животных, история транспорта и т. д.

5+ В этом возрасте происходит скачек в развитии ментальных и творческих способностей, ребенок задает сто разных «почему». Самыми актуальными являются книги об устройстве окружающего мира и людях.

Книга не должна быть большой или тяжелой, переплет должен быть прошитым. Иллюстрации – правдоподобными, четкими, с интересными деталями. Приветствуются картинки, объясняющие то или иное явление природы, устройство вещей и пр. текст должен быть крупным, четким, черным на белом фоне.

Не покупайте популярные «медийные» книжки: о героях мультфильмов, комиксы об игрушках и т. п. ничего для развития ребенка они не дадут. Лучше приобрести книги с заданиями, а также детские хрестоматии из отрывков классиков: Чуковского, Пришвина, Бунина, Чарушина, Андерсена и др.

7+ Ребенок уже умеет читать сам, и книги у него ассоциируются со школьными учебниками. Выбирайте книги по интересам ребенка. Текст в них уже может превалировать над иллюстрациями. Шрифт должен быть умеренно крупным и четким. Кроме энциклопедий, для чтения ребенку предложите детскую классику. Это могут быть русские народные сказки, а также истории и приключения Буратино, мумии-троллей, Чиполлино, Карлсона; С. Аксаков «Аленький цветочек», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Р. Киплинг «Маугли», Д. Барри «Питер Пэн и Венди», сказки Гофмана, А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», М. Твен «Приключения Тома Сойера» и другие.

В возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети в 5 лет и 6 лет с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе.

Список книг для детей в 5 и 6 лет

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира

Толстой Л. «Акула», «Пожарные собаки», «Филипок», «Булька». «Мильтон и Булька»

Пушкин А. Сказки: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Андерсен Г. X. «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебный холм», «Новый наряд короля», «Дорожный товарищ», «Принцесса на горошине», «Дочь болотного царя», «Калоши счастья» «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Русалочка», «Огниво» «Сундук-самолет», Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие)

Ершов П. Конек-Горбунок

Маяковский В. «Тучкины штучки»

Михалков С. «Непоседы», «А что у вас?» «Если», «Фома»

Маршак С. «Цирк», «Баллада о королевском бутерброде». «Веселые чижи», «Багаж», «Старушка»

Киплинг Р. Сказки

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Катаев В. Цветик-семицветик»

Яснов М. «Утренняя песенка». «Пейзаж с луной». «Подходящий угол». «Спасибо! Хомячок»

Грозовский М. «Сурок»

Коваленков А. «Почему медведь зимою спит»

Пивоварова И. «Мой храбрый лев». «Волшебная палочка». «Про шляпу»

Сапгир Г. «Шел садовник». «Туча». «Моя семья». «Ночные страшилки». «Месяц»

Пляцковский М. «Как ослик Алфавит учился старших уважать». «Мамина песенка». Как попался кот на удочку

Лунин В. «Когда я взрослым стану»

Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие) Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится. Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что. Какие бывают подарки Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие Бианки В. Лесные были и небылицы Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин? Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова Берестов В. Знакомый. Заячий след Барто А. Бестолковый Рыжик Иванов А. Про Фому и суслика Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх Булычев К. Приключения Алисы (Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Миллион приключений. Конец Атлантиды. Подземная лодка. Алиса и крестоносцы. Война с лилипутами Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Лённеберги Вестли А. Мама, папа, восемь детей и грузовик Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман. Сказки тысячи и одной ночи (Семь путешествий Синдбада-морехода. Повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем. История о Медном городе. Абдаллах Земной и Абдаллах Морской. Абу Кир и Абу Сир. Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник. Истории о яйце птицы Рух и сокровищах пирамид и другие) Гофман Э. Щелкунчик и мышиный король Шварц Е. Сказка о потерянном времени Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие) Житков Б. Что я видел. Рассказы Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка Бабич И. Мои знакомые звери Голявкин В. Тетрадки под дождем Алешковский Ю. Кыш и Двапортфеля Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши Коллоди К. Приключения Пиноккио Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино Губарев В. Королевство кривых зеркал Хаит А. Приключения кота Леопольда Научно-популярные энциклопедии для детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детям нужно доверять, чтобы они доверяли вам» Доверие -это основа основ любых близких отношений,как говориться нет доверия-нет отношений,а есть формальное выполнение условий взаимодействия.

Консультация для родителей «Как и что читать детям» Как и что читать детям 6-7 лет Как известно, чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию,.

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста» Первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививает ему жизненные ценности.

«Нужно ли детям петь колыбельные?» Консультация для родителей Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Созданные в веках, передавались они из поколения в поколение, дошли и до нашего времени.

Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?»Консультация для родителей «Нужно ли современному ребенку читать книги?» Книга– это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого.

Консультация для родителей «Рассказы для самых маленьких: что и как читать детям 1–2 лет» Выбор детских книжек в магазинах сейчас огромный! Поэтому стоит обратить внимание на книжки с рассказами для малышей. Они менее популярны,.

Консультация для родителей «Как и что читать детям» «Малыш и мама, малыш и папа – это связь ребёнка с родителями, данная природой. С первых дней малышу поют колыбельные. Когда колыбельная.

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Книжку с мамой я читала, А потом чуть-чуть устала. Я проснулась, мама спит, Книжка рядышком лежит. Книжка называется «Спящая красавица».

Консультация для родителей «Зимние, новогодние, рождественские сказки или что читать детям зимой» Консультация для родителей «Зимние, новогодние, рождественские сказки, или что читать детям зимой»По словам великого Гёте, «… чтение книг.

Консультация для родителей «9 фраз, которые нужно говорить детям» Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому Родители пример ему. 9 фраз, которые нужно говорить детям Каждый родитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что нужно читать детям-дошкольникам»
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 09:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД