Илаха Агаева
Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»
Выполнила:
педагог Агаева. И. Ш
Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияния на развитие активной речи ребенка. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
Мелкая моторика ребенка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действует все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичные действия. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.
Тактильные ощущения также еще развиты слабо : им трудно захватывать карандаш, правильно держать его тремя пальцами. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредникам (в данном случае - карандаш, кисть, мел). Маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, ручки, что скажется в последующем на качестве письма.
При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечных тонус (это длительно сохраняющиеся состояние упругости мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикулярного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикулярного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата. Таким образом, в среднем дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму.
В 4 года проводиться работа над правильным захватом орудия письма и распределением мышечной нагрузки (напряжение-расслабление, что соответствует работе мышц при письме. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока, нитки, бусины и т. д.). Однако существует определеннее направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся:
1. Развитие тактильных ощущений - определение предмета на ощупь с
предварительным визуальным и тактильным контролем.
2. Пальчиковые игры - без предметов; с атрибутами; с предметами.
3. Штампы - работа с одним штампом; работа с карандашом - штампом.
4. Ниткопись - выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.
5. Работа с карандашом - пальчиковые упражнения с карандашом.
6. Бисерография — упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.
Развитие тактильных ощущений.
Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую
моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира.
при этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую
очередь - словарь признаков. В процессе специальных мероприятий по
развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности:
1. Берет в руки предмет (объект) внимательно его осматривает
исследует. В процессе ребенок знакомиться с различными качествами
предметов; (резиновый, стеклянный, деревянный, кожаный, бумажный,
металлический м т. д.) учиться различать предметы по форме
); определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий).
Игры : «У кого какой предмет», «Узнай по описанию», «Что из чего?» ,
«Какой он? Какая она?»
2. Упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) -
игра «Чудесный мешочек».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» хорошо известна педагогам и
широко используется в практике детского сада, но исходя из поставленной
задачи, а именно - развития тактильных ощущений - игра имеет несколько
вариантов:
1 вариант — (перед началом игры — посмотреть и потрогать предмет) Затем
даются задания:
- найти предмет, который назвал педагог; (орех, шишка);
- исследовать этот предмет, назвать его; (только о, дерев.)
- достать предмет и показать детям; (большой кубик)
2 вариант - (перед игрой предметы только рассматриваются)
Далее, как в 1 варианте.
Предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения | детьми. Количество предметов при этом не меняется - 5 шт. Обновляя
содержимое мешочка, педагог занимает предметы по одному (т. е. 4 - из
предыд. набора, 1-новый). Постепенно все предметы меняются, а в течение
.уч. года не один раз.
Пальчиковые игры.
В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статистические и
динамические движения. В пальчиковых играх активно используется
игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным
мероприятиям, а также эффективность самих игр. пальчиковые игры
включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. При этом говорит
взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно
сопровождать сложные для него упражнения словами.
Пальчиковые игры условно разделяют на 3 группы:
1 группа - пальчиковые игры без предметов;
2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;
Здесь рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучшие
детские, на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик.
Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных.
3 группа - пальчиковые игры с предметами.
Привлекательны именно самими предметами. Отличаются от других пальчиковых игр тем, что предметы необходимы, без них невозможно
провести игру или упражнение, тогда как атрибуты могут быть, а может и не быть. Сюда можно отнести такие игры, как «Горошина», «Лыжник», «Вертушка», «Поставь точку», «Змейка».
«Горошина» - выбрать из чаши горошину и выполняются задания:
а) раскатывают между ладонями
б) берет в щепоть и раскатывают между пальцами
в) катать между большим и указательным
г) кладет на стол и катает указательным пальцем.
Мы горошину в двух пальцах помнем,
О горошине зеленой мы споем.
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко,
Ты катись, горошина, по столу
Развлекай, горошина, детвору.
Работа со штампами.
Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Большая роль в работе со штампами принадлежит развитию щепоти, что непосредственно сказывается на подготовке руки к письму.
Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные из подручных материалов, карандаш - штамп. Изготовить самостоятельно можно из ластика или сырого картофеля (разовые, подойдут и готовые ластики разнообразных форм: цветочек, ягодка.
Карандаш - штамп - это не подточенный карандаш с ластиком на конце, этот ластик срезается лезвием под углом 45 градусов.
Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовые напряжения. При работе со штампами необходимо
создавать игровую мотивацию, проводятся игры «Помощники», «Весна в
лесу», «Запасы на зиму», «Медвежата», «Детки в лесу».
«Помощники» - листы бумаги с нарисованными грядками в огороде
(горизонтальные линии, штампы морковки, капусты. Игровая мотивация -
помогаем зайке посадить овощи.
«Весна в лесу» - листы с контурами деревьев, кустарников,
возвышенностей, штампы с цветами, листьями. Мотивация - Весна грустит,
что не весело и голо в лесу, поможем украсить лес. Можно использовать и
другой вариант упражнений - дети входят в образ персонажа рассказа, стиха.
Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных
изображений. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук. Для занятий детям понадобятся ворсистые нитки и бархатная бумага, они должны быть контрастных цветов.
Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений
разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и цифр.
Бисерография - это выкладывание изображения предмета (сюжета) спомощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков.
Бисерография развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует
мышцы пальцев рук. Сначала ребёнку дают крупную бусину и предлагают
выполнить упражнения с ней («Гармошка», затем размер бусины
постепенно уменьшают - до размера пшеничного зернышка.