Приложение МААМ

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики»

Илаха Агаева
Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики»

Выполнила:

педагог Агаева. И. Ш

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики“» размещена в разделах

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияния на развитие активной речи ребенка. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

Мелкая моторика ребенка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действует все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичные действия. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.

Тактильные ощущения также еще развиты слабо : им трудно захватывать карандаш, правильно держать его тремя пальцами. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредникам (в данном случае - карандаш, кисть, мел). Маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, кисти, ручки, что скажется в последующем на качестве письма.

При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечных тонус (это длительно сохраняющиеся состояние упругости мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикулярного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикулярного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата. Таким образом, в среднем дошкольном возрасте начинается подготовка руки ребенка к письму.

В 4 года проводиться работа над правильным захватом орудия письма и распределением мышечной нагрузки (напряжение-расслабление, что соответствует работе мышц при письме. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока, нитки, бусины и т. д.). Однако существует определеннее направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся:

1. Развитие тактильных ощущений - определение предмета на ощупь с

предварительным визуальным и тактильным контролем.

2. Пальчиковые игры - без предметов; с атрибутами; с предметами.

3. Штампы - работа с одним штампом; работа с карандашом - штампом.

4. Ниткопись - выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.

5. Работа с карандашом - пальчиковые упражнения с карандашом.

6. Бисерография — упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.

Развитие тактильных ощущений.

Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую

моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира.

при этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую

очередь - словарь признаков. В процессе специальных мероприятий по

развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности:

1. Берет в руки предмет (объект) внимательно его осматривает

исследует. В процессе ребенок знакомиться с различными качествами

предметов; (резиновый, стеклянный, деревянный, кожаный, бумажный,

металлический м т. д.) учиться различать предметы по форме

); определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий).

Игры : «У кого какой предмет», «Узнай по описанию», «Что из чего?» ,

«Какой он? Какая она?»

2. Упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) -

игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» хорошо известна педагогам и

широко используется в практике детского сада, но исходя из поставленной

задачи, а именно - развития тактильных ощущений - игра имеет несколько

вариантов:

1 вариант — (перед началом игры — посмотреть и потрогать предмет) Затем

даются задания:

- найти предмет, который назвал педагог; (орех, шишка);

- исследовать этот предмет, назвать его; (только о, дерев.)

- достать предмет и показать детям; (большой кубик)

2 вариант - (перед игрой предметы только рассматриваются)

Далее, как в 1 варианте.

Предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения | детьми. Количество предметов при этом не меняется - 5 шт. Обновляя

содержимое мешочка, педагог занимает предметы по одному (т. е. 4 - из

предыд. набора, 1-новый). Постепенно все предметы меняются, а в течение

.уч. года не один раз.

Пальчиковые игры.

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статистические и

динамические движения. В пальчиковых играх активно используется

игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным

мероприятиям, а также эффективность самих игр. пальчиковые игры

включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. При этом говорит

взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно

сопровождать сложные для него упражнения словами.

Пальчиковые игры условно разделяют на 3 группы:

1 группа - пальчиковые игры без предметов;

2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;

Здесь рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучшие

детские, на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик.

Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных.

3 группа - пальчиковые игры с предметами.

Привлекательны именно самими предметами. Отличаются от других пальчиковых игр тем, что предметы необходимы, без них невозможно

провести игру или упражнение, тогда как атрибуты могут быть, а может и не быть. Сюда можно отнести такие игры, как «Горошина», «Лыжник», «Вертушка», «Поставь точку», «Змейка».

«Горошина» - выбрать из чаши горошину и выполняются задания:

а) раскатывают между ладонями

б) берет в щепоть и раскатывают между пальцами

в) катать между большим и указательным

г) кладет на стол и катает указательным пальцем.

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине зеленой мы споем.

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко,

Ты катись, горошина, по столу

Развлекай, горошина, детвору.

Работа со штампами.

Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движения на другой. Большая роль в работе со штампами принадлежит развитию щепоти, что непосредственно сказывается на подготовке руки к письму.

Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные из подручных материалов, карандаш - штамп. Изготовить самостоятельно можно из ластика или сырого картофеля (разовые, подойдут и готовые ластики разнообразных форм: цветочек, ягодка.

Карандаш - штамп - это не подточенный карандаш с ластиком на конце, этот ластик срезается лезвием под углом 45 градусов.

Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовые напряжения. При работе со штампами необходимо

создавать игровую мотивацию, проводятся игры «Помощники», «Весна в

лесу», «Запасы на зиму», «Медвежата», «Детки в лесу».

«Помощники» - листы бумаги с нарисованными грядками в огороде

(горизонтальные линии, штампы морковки, капусты. Игровая мотивация -

помогаем зайке посадить овощи.

«Весна в лесу» - листы с контурами деревьев, кустарников,

возвышенностей, штампы с цветами, листьями. Мотивация - Весна грустит,

что не весело и голо в лесу, поможем украсить лес. Можно использовать и

другой вариант упражнений - дети входят в образ персонажа рассказа, стиха.

Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных

изображений. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук. Для занятий детям понадобятся ворсистые нитки и бархатная бумага, они должны быть контрастных цветов.

Методом ниткописи можно выкладывать контуры изображений

разнообразных предметов, геометрических фигур, букв и цифр.

Бисерография - это выкладывание изображения предмета (сюжета) спомощью бисера, бусинок, мелких пластмассовых шариков.

Бисерография развивает щепоть руки ребёнка, качественно корригирует

мышцы пальцев рук. Сначала ребёнку дают крупную бусину и предлагают

выполнить упражнения с ней («Гармошка», затем размер бусины

постепенно уменьшают - до размера пшеничного зернышка.

Публикации по теме:

«Дидактические игры на развитие мелкой моторики»«Дидактические игры на развитие мелкой моторики» Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка " пользоваться" этими движениями. Основной целью представленных.

Развитие мелкой моторики через дидактические игрыРазвитие мелкой моторики через дидактические игры Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или как принято.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Консультация для родителей «Какая польза от мелкой моторики» Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадях красуются ровные ряды букв, а у других- сплошные каракули?.

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста Консультация для родителей по мелкой моторике рук для детей дошкольного возраста с использованием крупы, пуговиц, штриховки, тетрадей в.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук» «Развитие речи детей через мелкую моторику рук» Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: • Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; • Простой и цветные карандаши должны.

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группыВлияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект "Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. " Тип проекта: Практический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики»
Опубликовано: 22 августа 2017 в 19:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики»» (включая файлы) размещена пользователем Илаха Агаева (УИ 990002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД