Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»

Елена Мухлыгина
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»

«Развитие речи детей через мелкую моторику рук»

Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.

Ход выступления

У многих детей в дошкольном возрасте, возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук, и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук“» размещена в разделах

«Рука- вышедший наружу мозг» - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связанная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребенка, зависят напрямую его успехи в обучении.

В системе воспитания и обучения детей необходимо предусмотреть специальные, воспитательно - коррекционные мероприятия, направленные на физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как: пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица –значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив у ребенка отставание, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае занятия не будут иметь результата.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Упражнения для развития мелкой моторики

1. Игры с пластилином

-мнем и отщипываем;

-надавливаем и размазываем;

-скатываем шарики и колбаски;

-режем на кусочки;

-лепим картинки;

-готовим обед.

2. Игры с бумагой

-бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные фигуры. Всё это развивает ребёнка в эстетическом плане,разрабатывает моторику пальцев рук,а также приучает малыша к аккуратности и терпению.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, занятия в технике оригами.

3. Игры со счетными палочками

Игры помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Игры с палочками не только развивают мелкую моторику,но и формируют образно -пространственное мышление,развивают фантазию и наблюдательность.

Старшим дошкольникам будут интересны головоломки на смекалку.

4. Пальчиковая гимнастика и игры (сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.)

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»

А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полили, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками)

А за ним ползут все детки (действия аналогичные первоначальным)

Чтобы погулять по ветке. («Паучки» ползают по голове).

«Сороконожки»

Две сороконожки (средний и указательный пальчик перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (ладошки переплелись)

Насилу расстались (ладошки разжались)

И- попрощались (ладошки машут, прощаясь).

5. Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц,массажных колечек и т. д.)

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры с прищепками

«Ежик»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы тебе сейчас поможем.

Предложите ребё нку зацепить прищепки за :картонную фигурку. Например упражнения «Травка»за зелёный прямоугольник, упражнение «Солнышко» за жёлтый круг.

С массажными колечками.

Предложите ребёнку накатывать (одевать)массажное колечко поочерёдно на каждый пальчик.

При работе с массажными колечками ребёнок может называть пальцы или проговаривать стишок.

Раз, два. Три, четыре, пять

Пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли

И на пальчик одевали.

Раз- большой, он красивый такой,

Два — указательный, очень обаятельный,

Три- средний, он совсем не вредный,

Четыре- безымянный, пальчик очень славный.

Пять-мизинчик,маленький счастливчик.

6. Развивающие игры.

-деревянная пирамидка -помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета;

-кубики- развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

-конструкторы- развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

-рамки-вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

-пазлы- развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

-мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

7. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)

Игры с карандашом.

Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед назад.

-Массаж каждого пальца, ладони в отдельности, т. е. левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

Упражнение точилка.

Зажать в левом кулаке один конец карандаша,а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша.

Мы точилочку берём,

Карандаш в неё кладём.

Будем острым наш

Красный карандаш.

Упражнение «Дятел»держать карандаш большим и средним пальцем,а указательным постучать по нему.

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты покажи?

«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Различные виды упражнений:

-«пунктиры»-подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперед пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

-«пила»-левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз.

-«согреем ладошки»- сильно потираем руки.

8. Графические упражнения. (диктанты, штриховка, раскрашивание и др.)

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

9. Игры с песком

-погладь рукой песок;

-положи ладонь на песок. Это след твоей ладони (следы от крышек, палочек, попробуй изобразить след кошки;

-разгладь песок двумя руками;

-я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

10. Упражнения с мячами

-учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

-катать мяч по часовой стрелке;

-держать одной рукой, другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Все описанные упражнения просты по технике,но вместе с тем при регулярном использовании при работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей,вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.

Литература.

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. ,2006

Антонова М. Р. Лепим, клеим, вырезаем… М. ,2006

Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М. 2013

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. ,2002.

Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. -М. ,2008

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики «Пальчиковые шаги» Достаточно часто младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.

Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 4. Виды пальчиковых игр 5. Рекомендации.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук»Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук» Развитие речи детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики руки и работу над ней необходимо начинать с пеленок. Определить.

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук посредством нетрад. Рисования». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 КВ» Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с семьей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» Каждый родитель должен знать о важности развития мелкой моторики рук. У современных детей часто встречаются такие проблемы, когда они не.

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное.

Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы) Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников». Что такое мелкая моторика?Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»
Опубликовано: 26 марта 2017 в 10:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД