Елена Мухлыгина
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей через мелкую моторику рук»
Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.
Ход выступления
У многих детей в дошкольном возрасте, возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук, и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
«Рука- вышедший наружу мозг» - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связанная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребенка, зависят напрямую его успехи в обучении.
В системе воспитания и обучения детей необходимо предусмотреть специальные, воспитательно - коррекционные мероприятия, направленные на физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как: пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе.
Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица –значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив у ребенка отставание, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае занятия не будут иметь результата.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
Упражнения для развития мелкой моторики
1. Игры с пластилином
-мнем и отщипываем;
-надавливаем и размазываем;
-скатываем шарики и колбаски;
-режем на кусочки;
-лепим картинки;
-готовим обед.
2. Игры с бумагой
-бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные фигуры. Всё это развивает ребёнка в эстетическом плане,разрабатывает моторику пальцев рук,а также приучает малыша к аккуратности и терпению.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, занятия в технике оригами.
3. Игры со счетными палочками
Игры помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Игры с палочками не только развивают мелкую моторику,но и формируют образно -пространственное мышление,развивают фантазию и наблюдательность.
Старшим дошкольникам будут интересны головоломки на смекалку.
4. Пальчиковая гимнастика и игры (сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.)
Пальчиковая игра «Паучок»
Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»
А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полили, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками)
А за ним ползут все детки (действия аналогичные первоначальным)
Чтобы погулять по ветке. («Паучки» ползают по голове).
«Сороконожки»
Две сороконожки (средний и указательный пальчик перемещаются)
Бежали по дорожке.
Встретились, (ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (ладошки переплелись)
Насилу расстались (ладошки разжались)
И- попрощались (ладошки машут, прощаясь).
5. Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц,массажных колечек и т. д.)
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры с прищепками
«Ежик»
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ежик,
Мы тебе сейчас поможем.
Предложите ребё нку зацепить прищепки за :картонную фигурку. Например упражнения «Травка»за зелёный прямоугольник, упражнение «Солнышко» за жёлтый круг.
С массажными колечками.
Предложите ребёнку накатывать (одевать)массажное колечко поочерёдно на каждый пальчик.
При работе с массажными колечками ребёнок может называть пальцы или проговаривать стишок.
Раз, два. Три, четыре, пять
Пальчики хотят играть.
Мы колечко взяли
И на пальчик одевали.
Раз- большой, он красивый такой,
Два — указательный, очень обаятельный,
Три- средний, он совсем не вредный,
Четыре- безымянный, пальчик очень славный.
Пять-мизинчик,маленький счастливчик.
6. Развивающие игры.
-деревянная пирамидка -помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета;
-кубики- развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
-конструкторы- развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
-рамки-вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
-пазлы- развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
-мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
7. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)
Игры с карандашом.
Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж каждого пальца, ладони в отдельности, т. е. левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу».
Упражнение точилка.
Зажать в левом кулаке один конец карандаша,а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша.
Мы точилочку берём,
Карандаш в неё кладём.
Будем острым наш
Красный карандаш.
Упражнение «Дятел»держать карандаш большим и средним пальцем,а указательным постучать по нему.
Дятел, дятел постучи.
Где сидишь ты покажи?
«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Различные виды упражнений:
-«пунктиры»-подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперед пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
-«пила»-левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз.
-«согреем ладошки»- сильно потираем руки.
8. Графические упражнения. (диктанты, штриховка, раскрашивание и др.)
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
9. Игры с песком
-погладь рукой песок;
-положи ладонь на песок. Это след твоей ладони (следы от крышек, палочек, попробуй изобразить след кошки;
-разгладь песок двумя руками;
-я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
10. Упражнения с мячами
-учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
-катать мяч по часовой стрелке;
-держать одной рукой, другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Все описанные упражнения просты по технике,но вместе с тем при регулярном использовании при работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей,вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.
Литература.
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. ,2006
Антонова М. Р. Лепим, клеим, вырезаем… М. ,2006
Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М. 2013
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. ,2002.
Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. -М. ,2008