МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»

Елена Мухлыгина
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи детей через мелкую моторику рук»

Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук.

Ход выступления

У многих детей в дошкольном возрасте, возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук, и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук“» размещена в разделах

«Рука- вышедший наружу мозг» - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связанная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут пальчики ребенка, зависят напрямую его успехи в обучении.

В системе воспитания и обучения детей необходимо предусмотреть специальные, воспитательно - коррекционные мероприятия, направленные на физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как: пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребенок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребенок не умеет в пригоршне доносить воду до лица –значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив у ребенка отставание, стоит заняться с ребенком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнется воздействие, тем лучше будет результат. И еще, занятия должны вызывать у самого ребенка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае занятия не будут иметь результата.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Упражнения для развития мелкой моторики

1. Игры с пластилином

-мнем и отщипываем;

-надавливаем и размазываем;

-скатываем шарики и колбаски;

-режем на кусочки;

-лепим картинки;

-готовим обед.

2. Игры с бумагой

-бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные фигуры. Всё это развивает ребёнка в эстетическом плане,разрабатывает моторику пальцев рук,а также приучает малыша к аккуратности и терпению.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, занятия в технике оригами.

3. Игры со счетными палочками

Игры помогут развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Игры с палочками не только развивают мелкую моторику,но и формируют образно -пространственное мышление,развивают фантазию и наблюдательность.

Старшим дошкольникам будут интересны головоломки на смекалку.

4. Пальчиковая гимнастика и игры (сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.)

Пальчиковая игра «Паучок»

Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»

А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полили, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками)

А за ним ползут все детки (действия аналогичные первоначальным)

Чтобы погулять по ветке. («Паучки» ползают по голове).

«Сороконожки»

Две сороконожки (средний и указательный пальчик перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (ладошки переплелись)

Насилу расстались (ладошки разжались)

И- попрощались (ладошки машут, прощаясь).

5. Работа с использованием «бросового материала» (спичек, шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц,массажных колечек и т. д.)

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры с прищепками

«Ежик»

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ежик,

Мы тебе сейчас поможем.

Предложите ребё нку зацепить прищепки за :картонную фигурку. Например упражнения «Травка»за зелёный прямоугольник, упражнение «Солнышко» за жёлтый круг.

С массажными колечками.

Предложите ребёнку накатывать (одевать)массажное колечко поочерёдно на каждый пальчик.

При работе с массажными колечками ребёнок может называть пальцы или проговаривать стишок.

Раз, два. Три, четыре, пять

Пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли

И на пальчик одевали.

Раз- большой, он красивый такой,

Два — указательный, очень обаятельный,

Три- средний, он совсем не вредный,

Четыре- безымянный, пальчик очень славный.

Пять-мизинчик,маленький счастливчик.

6. Развивающие игры.

-деревянная пирамидка -помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета;

-кубики- развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;

-конструкторы- развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;

-рамки-вкладыши- способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

-пазлы- развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

-мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

7. Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажеров)

Игры с карандашом.

Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутить его вперед назад.

-Массаж каждого пальца, ладони в отдельности, т. е. левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу».

Упражнение точилка.

Зажать в левом кулаке один конец карандаша,а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша.

Мы точилочку берём,

Карандаш в неё кладём.

Будем острым наш

Красный карандаш.

Упражнение «Дятел»держать карандаш большим и средним пальцем,а указательным постучать по нему.

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты покажи?

«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Различные виды упражнений:

-«пунктиры»-подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперед пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

-«пила»-левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз.

-«согреем ладошки»- сильно потираем руки.

8. Графические упражнения. (диктанты, штриховка, раскрашивание и др.)

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

9. Игры с песком

-погладь рукой песок;

-положи ладонь на песок. Это след твоей ладони (следы от крышек, палочек, попробуй изобразить след кошки;

-разгладь песок двумя руками;

-я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

10. Упражнения с мячами

-учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

-катать мяч по часовой стрелке;

-держать одной рукой, другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. Все описанные упражнения просты по технике,но вместе с тем при регулярном использовании при работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей,вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.

Литература.

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М. ,2006

Антонова М. Р. Лепим, клеим, вырезаем… М. ,2006

Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. М. 2013

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. ,2002.

Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. -М. ,2008

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики «Пальчиковые шаги» Достаточно часто младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.

Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 4. Виды пальчиковых игр 5. Рекомендации.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук»Консультация для педагогов и родителей «Развитие мелкой моторики рук» Развитие речи детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики руки и работу над ней необходимо начинать с пеленок. Определить.

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук посредством нетрад. Рисования». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 КВ» Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с семьей.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» Каждый родитель должен знать о важности развития мелкой моторики рук. У современных детей часто встречаются такие проблемы, когда они не.

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Родителей часто волнует вопрос: как обеспечить полноценное.

Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы) Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников». Что такое мелкая моторика?Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»
Опубликовано: 26 марта 2017 в 10:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мухлыгина (УИ 1074119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД