Консультация для родителей «Если ребенок не говорит»

Ольга Чурпий
Консультация для родителей «Если ребенок не говорит»

г. Братск МБДОУ «ДСКВ № 45»

Подготовил учитель-логопед

Чурпий Ольга Алексеевна

Неговорящие дети представляют разнообразную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из – за которой задерживается проявление речи, но опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действительными в любом случае.

Ключевой момент предлагаемой системы – одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функции, познавательной деятельности, ассоциативных связей и т. д.

Основные направления при моделировании индивидуальной программы занятий определяются:

1) структурой речевого нарушения у ребенка;

2) сложностью речевой деятельности;

3) значением деятельности для психического развития;

4) современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.

От своевременно оказанной коррекционно – педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».

Поначалу предлагаются достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления трудностей.

Программа занятий стимулирует познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интересов ребенка. На занятиях поддерживается речевая и игровая инициатива ребенка, учитываются его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.

Понимание речи

Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ребеноквыполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика, машину, собачку.

Возьми зайчика, машину, собачку.

Дай зайчика, машину, собачку.

Обними маму.

Поцелуй папу.

Пожалей бабушку.

Поиграй в ладошки.

Закрой глаза.

Помаши ручкой.

Возьми маму за руку и иди домой.

Налей в стакан воды и дай его бабушке.

Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.

Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.

Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.

Развитие слухового внимания

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово – название предмета, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово – приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

• Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

• Дифференциация неречевых звуков.

• Дифференциация тихих и громких звуков.

• Развитие умения определять направление и источник звука.

• Развитие учения локализировать звук в пространстве.

• Развитие учения соотносить количество звучаний с числом.

• Дифференциация звукоподражаний.

• Развитие умения локализировать и узнавать голос.

• Дифференциация неречевых и речевых звуков.

• Развитие умения отличать голоса различной громкости.

• Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

• Развитие речевой памяти.

• Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики. Погремушки.

• Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать. На каком инструменте Вы играете.

• Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки».Спрашивайте: что там звучит?Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. п.

Привлекайте внимание малыша: Слышать, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. д.

• Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.

• Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать звучащие сказки и детские песенки.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

• Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

• Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет. Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т. п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

Публикации по теме:

Консультация «Что делать если ребенок в 2 года не говорит? Советы логопеда» К двух летнему возрасту отнесем возраст ребенка от 1 года 10 месяцев до 2,5 лет. Во-первых, необходимо обратиться к неврологу и уточнить,.

Консультация для родителей «Если ребенок обманывает» Консультация для родителей «Если ребенок обманывает». Составила воспитатель: Чамкурова Р. А. Все родители мечтают, чтобы их малыши стали.

Если ребенок не говорит? Рекомендации родителям С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги.

Консультация для родителей «Если ребенок сердится?» Если ваш ребенок сердиться? Склонных к агрессивным реакциям детей принято считать дурно воспитанными, плохими и даже опасными. Стереотипный.

Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок» Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок» Ребенок 5-6 лет, как правило, должен говорить чисто, правильно проговаривая.

Консультация для родителей «Если ребенок не слушается!» Часто родители жалуются, что не смотря ни на какие доводы, дети всё-таки не слушаются. Как быть? И наказывать ли вообще? Безусловно, в тех.

Консультация для родителей «Если ребенок обижается» Консультация для родителей на тему: «Если ребенок обижается» Цель: оказание консультативной помощи в преодолении детской обидчивости.

Консультация для родителей «Правильно ли говорит ваш ребенок?» Очень часто родители встречаются с различными нарушениями речевого развития детей. Порой ребёнок действительно нуждается в особом внимании,.

Консультация для родителей «Ребенок плохо говорит? Что делать?» Ребенок плохо говорит? Что делать? Ваш ребенок подрастает, скоро пойдет в школу… Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, старанием.

SOS! Если ребенок не говорит! SOS – ТРЕБУЕТСЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ Почему иногда дети поздно начинают говорить? Задержка речи зависит от многих факторов, и некоторые.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Если ребенок не говорит»
Опубликовано: 4 сентября 2018 в 18:16
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...

23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...


Горячие темочки