Елена Павличенко
Консультация для родителей «Готовы ли к школе родители?»
▼ Скачать + Заказать документы
О готовности детей к поступлению в школу говорится очень много.
А готовы ли вы, уважаемые родители, к таким серьезным изменениям в жизни вашего ребенка - обучению в школе? Готовы ли вы перестроить свой привычный быт, свои отношения с сыном или дочкой? Сможете ли вы помочь ребенку комфортно перейти от игры к новой ступеньке его жизни- учебе?
Публикация «Консультация для родителей „Готовы ли к школе родители?“» размещена в разделах
Новый этап в жизни ребенка - это новый этап в жизни родителей. Но взрослым ломать старые устои и привычки гораздо сложнее. Постарайтесь меняться вместе с вашим ребенком! Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдет их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. И здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки.
Начальная школа – это то, с чего все начинается. Это начало пути на старте школьной жизни, начало свершений и тревог, побед и поражений. И одновременно начальная школа – это завершение. Завершение беззаботного дошкольного детства с его безграничностью дня, безудержными фантазиями, веселыми играми и нехитрыми жизненными задачами, самые сложные из которых: необходимость молчать, пока взрослые ведут скучнейшие длиннющие разговоры, и собирание игрушек после увлекательной игры.
Ваш ребенок идет в школу. Но стоит ли торопиться? Готов ли он?
Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала, что переход к школьному обучению коренным образом меняет образ жизни ребенка. Поступление в школу знаменует новое положение ребенка в обществе: его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.
В соответствии с этим перестраивается повседневный ход жизни ребенка. Новое положение, которое он занимает, предъявляет к нему иные требования: он должен ходить в школу и делать то, что требует учитель; он должен следовать школьному режиму и подчиняться школьным правилам поведения; он должен ответственно относиться к учебным обязанностям.
Однако, вместе с обязанностями он получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение к нему со стороны взрослых: он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для занятий время, на тишину; он имеет право на отдых; он имеет право на одобрение со стороны окружающих при получении высокой оценки своего труда.
С ребенком «на пороге школы» происходят следующие изменения:
• изменение мотивационной сферы ребенка — формирование «внутренней позиции школьника».
• к окончанию дошкольного детства ребенок оказывается в состоянии контролировать свое поведение, что позволяет ему привыкнуть к порядку школьной жизни.
• ребенок овладевает простейшими операциями обобщения:
• свободно владеет языком, на котором ведется обучение в школе
Родителям важно понимать, что ребенок со сменой статуса не перестает быть маленьким. «Школьник», конечно, звучит гордо, но каждый маленький человек должен пройти свой собственный путь к обретению той ответственности и к уровню внутренней дисциплины, что стоят за этим словом.
• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
• Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Если он не сразу встает, лучше завести будильник на пять минут раньше и не начинать утро с замечаний.
• Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз оставьте на сборы чуть больше времени.
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
• Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
• Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
• Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Для успешного обучения ребенка в первом классе не столь важно, чтобы он умел писать, считать – этому его научат уже в школе. Главное, чтобы ребенок хотел учиться. Для ребенка переход в школу — трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая атмосфера, уважение друг к другу. Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях родителям, которым необходимо следовать, чтобы не отбить у ребенка желание учиться:
1. Не спешите ругать ребенка, наказывать за плохое поведение или полученную отметку.
2. Постарайтесь сначала выяснить причину и понять ребенка, а уж только потом принимать решение и действовать.
3. Избегайте физического наказания, а также морального, иногда оно страшнее.
4. Умейте признавать свои ошибки и извиняться перед ребенком.
4. Как можно чаще советуйтесь с ним. Покажите, что он для вас значит.
5. Запомните: не приучайте ребенка к крику. Крик унижает его достоинство, а у многих детей вызывает боязнь и страх.
6. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью в школе : успехами и неудачами.
7. Улыбайтесь, когда встречаете ребенка из школы. Пусть он видит вашу приветливую улыбку.
8. Умейте прощать и учите этому своего ребенка.
9. Хвалите ребенка, как можно чаще, даже за маленький успех. Он для него может дорогого стоить.
10. Говорите ребенку при каждом удобном моменте, что Вы его любите. Пусть он это знает всегда и помнит.
Уважаемые родители!
Помните, что самая главная ваша задача – быть уверенными в себе и своем ребенке и поддержать его на этом важном этапе – вхождении в школьную жизнь!
Тест : Готов ли родитель к школе?
1. Часто ли вы с ребенком опаздываете (в театр, гости, на занятия и пр. ?
2. Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?
3. Считаете ли большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?
4. Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?
5. Затруднительно ли для вас выполнение вашим ребенком домашних заданий?
6. Следите ли вы за ем, чтобы на рабочем месте вашего ребенка всегда были хорошо заточенные карандаши, фломастеры, бумага для рисования и поделок?
7. Всегда ли ребенок рассказывает вам о успехах и проблемах?
8. Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому?
9. Делится ребенок с вами тем, что его волнует, по собственной инициативе ли только после того, как вы его просите об этом?
10. Купили ли вы (или только собираетесь купить) будущему первокласснику портфель? Считаетесь ли вы при выборе покупки с его мнением?
Отметьте в таблице любым знаком наиболее близкий вам вариант ответа или утверждения.
Вопрос № Да Не всегда Нет Да Не всегда Нет Вопрос №
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
1 2 3 4 5 6
Обработка результатов:
Ваши ответы распределились по шести столбцам таблицы, номера которых обозначены в нижней строке. (1-6)
Суммируйте ваши ответы в три группы: по каждому столбцу по правилу: свободная ячейка – «0», ячейка с выбором – «1».
Разбейте ваши ответы в три группы: в первую группу включите выборы 1-го и 6-го столбцов, во вторую – выборы 3-го и 4-го столбцов, в третью – выборы 2-го и 5-го столбцов.
Баллы суммируются и заносятся в свободные ячейки под цифрами «I», «II», «III» ниже таблицы.
I (1+6) II (3+4) III (2+5)
Ключ к шкале благополучия семейной среды.
1. Максимальное количество баллов получилось в первой (I) группе.
Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах обучения и воспитания вашего ребенка. Потому семья оказалась недостаточно готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка, скорее всего, возникнут затруднения в первые месяцы обучения, что связанно с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда. Понятие порядка для вашего ребенка мало что значит, а это серьёзный повод для недовольства учителя, а, следовательно, и переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную природу своих неприятностей. И вряд ли вы сможете ему помочь. Он не привык делится своими трудностями.
2. В ваших ответах преобладают выборы второй (II) группы.
Вы заблаговременно позаботились о ребенке. У нег оформились необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него не будет бременем и ваш повышенный интерес к его успехам и оценками в первом классе. Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий. Он достаточно хорошо может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.
3. В ваших ответах выборы распределились равномерно по всем группам или с некоторым преобладанием в третьей (III) группе.
Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознательный. У него, скорее всего не возникает затруднений при поступлении в школу. В противном случае могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации учебной деятельности.