Пономарева Любовь
Консультация для родителей и педагогов от педагога-психолога «Воровство и ложь — группа риска»
Воровство Часто родители и педагоги дошкольников 5-7 лет сталкиваются с такой поведенческой проблемой
как детское воровство.
Основные причины детского воровства :
1)желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2)желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3)желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого либо предмета или вещи;
4)желание отомстить кому-либо.
Важно понимать:
ребенок это делает без корыстных мотивов
и это не имеет никакой криминальной подоплеки.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов от педагога-психолога „Воровство и ложь — группа риска“» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Роспись ложек (хохлома)
- Чужое и свое. Детское воровство
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
«Он принес из детского сада
чей-то шарф и подарил мне!»
Дети от всей души хотят сделать приятное своим близким,
а отсутствие понимания «Как это найти правильно?» подталкивает их к самому доступному способу – взять
у соседа (воспитателя).
Это происходит из-за отсутствия понимания отрицательной оценки кражи в целом в сознании ребенка. И он искренне не поймет почему вы его ругаете, ведь он так хотел сделать вам подарок».
«Неужели он
не понимает, что его
поймают и накажут?»
На самом деле, нет. Он этого не понимает в силу своего возраста.
Почему? Вот основные характеристики старшего дошкольного возраста:
импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.
В чем виноваты родители?
Основной толчок к совершению краж – это воспитание, его отсутствие, либо неправильная стратегия.
Что делают родители НЕ ТАК?
Отсутствие последовательности в воспитании, когда
в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой — «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается
и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же ребенка оценивается по-разному;
Вседозволенность, попустительство, которое может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;
Сверхконтроль за поведением и действиями ребенка.
Личный пример, когда родители сами подвержены мелкому воровству и открыто обсуждают это в семье.
Основные рекомендации родителям
Беседа – главный инструмент. Выскажите вашу твердую, отрицательную оценку воровству. Расскажите
о последствиях, о переживаниях и чувствах окружающих;
Проигрывание – проиграйте ситуацию воровства со сменой роли, где ребенок сам становится обокраденным. Обсудите его чувства и мысли.
Сказки – еще один вид воздействия. Прочитывание
и обсуждение тематических сказок поможет ребенку понять переживания героев рассказов и сформировать своё мнение.
Внимание и забота – проявляйте как можно больше и чаще именно в такие моменты в развитии ребенка.
Обращайтесь к специалистам, спрашивайте совета у педагогов, не пускайте ситуацию на самотек.
Лживость
Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом легком
— лжи.
Этот период наступает в возрасте 5-6 лет, когда ложь становится самым
эффективным и быстрым способом уйти от наказания.
В чем причины детской лжи?
Если вы застали пустую вазу без конфет, а фантики
в комнате у старшего брата – стоит задуматься, почему малыш не признается в своем поступке?
Возможно, здесь дело в отсутствии навыка противостояния соблазну или неэффективной системе запретов в семье? Или здесь речь идет о проблемах в отношениях братьев.
Причиной может оказаться и завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных
возможностях и желаниях ребенка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок,
а также уберечь родителей от разочарования.
Что толкает детей к вранью?
Это страх, боязнь потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно
обвиненным, наказанным.
Задумайтесь, может причиной лживости становитесь вы? А точнее ваш пример.
Дошкольники очень восприимчивы к подражанию
и используют это как ведущую поведенческую позицию.
Если ваш малыш знает, что его родители тоже лгут
и обманывают, то ему легко принять эту модель поведения
как норму. А еще труднее будет доказать ему обратное. Ведь родители это делают! Значит, это хорошо!
Еще один вопрос: насколько ваш ребенок вам доверяет? Общаетесь ли вы в доверительной и комфортной
обстановке? Или же ребенок чувствует, что вам лучше не рассказывать свои переживая из-за страха быть
непонятым?
Что НЕ делать родителям? Ловить ребенка на лжи;
Отчитывать его при других детях или взрослых; Наказывать без выяснения причин и обстоятельств.
Какую стратегию поведения выбрать?
Разберитесь в мотивах детской лжи, что стало причиной этому? Какие события предшествовали?
Хотите разобраться в ситуации глубже – используйте простые психологические методы: с помощью сказок, рассказов,проблемных ситуаций обсудите с ребенком эти моменты, проиграйте, прорисуйте.
Ваша задача - стать доверительным лицом для ребенка, дать ему понять, что любите его несмотря на его шалости
и промахи.
Достаточно один раз разобрать ситуацию, принять, отреагировать без эмоций, дать понять ребенку, что вы его всё равно поддерживаете и понимаете – как ваши отношения будут налаживаться, а процент детской лжи будет стремиться к нулю.
Рекомендации педагогам
по взаимодействию с детьми группы риска
Группа риска – категория людей, семей, поведение которых может представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом из-за несоответствия общепринятым нормам и правилам.
Дети группы риска :
Дети с проблемами в развитии без клинических проявлений;
Одаренные дети;
Дети без попечения родителей;
Дети из неблагополучных семей; Педагогически запущенные дети; Дети со слабым здоровьем, инвалиды.
Что можно рекомендовать педагогу при общении с ребенком группы риска?
-проявите терпение;
-доброжелательность и отзывчивость – это то, что поможет ребенку развиваться без страха и затруднений;
-отсутствие сравнения с другими детьми – каждый ребенок уникален;
-без оценки, без суждений;
-обсуждайте поведение ребенка с родителями без его присутствия;
-хвалите за успехи, давайте маленькие поручения.
Дети группы риска на занятиях :
индивидуальный подход к ребенку;
повторение материала несколько раз;
оценивание результатов в соответствии с прошлыми итогами;
дача домашних заданий для проработки с родителями (речь, окружающий мир и т. д.)
Что еще нужно этим детям?
Ваше внимание, ваш телесный контакт (поглаживания, объятья, ласковое слово и забота – это то, что детям необходимо.
Давайте небольшие поручения по группе (разложить карандаши, столовые приборы, в играх предлагайте противоположные роли (тревожному ребенку –
лидерскую позицию, невнимательному – следить за порядком и правилами, агрессивному – стать догоняемым).
Сотрудничество с родителями – ключевой момент. Без их поддержки и участия работа снижается к нулю.
При необходимости обращайтесь за помощью к узким специалистам и ставьте в известность администрацию.
Только вашим вниманием, участием родителей и помощью специалистов можно решить многие
проблемы в развитии детей группы риска.