Михалюк Ирина Викторовна
Консультация для родителей и воспитателей «Запоминание графического облика букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Запоминание графического облика букв
Соотнесение звуков с буквами
Консультация для родителей и воспитателей
Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо
помнит графический облик, затрудняется в распознавании, соотнесении с
конкретными звуками. Практика показывает, качественное запоминание
букв детьми, достигается двумя путями.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Запоминание графического облика букв“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы
на занятии. Лучше запомнить конфигурацию букв помогают следующие
приемы:
- поэлементный анализ графического облика буквы (из каких частей
состоит буква : из палочек или из кружочков)
- Сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что
похожа буква? В каких предметах спряталась буква)
- Сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает
новая буква)
- Конструирование буквы : выкладывание е из сч тных палочек,
кубиков, крупы, семечек, лепка из пластилина, вырывание из бумаги (Сделай
букву)
- Печатание буквы в тетрадях, в блокнотах с нелинованной бумагой
(Напечатай букву)
- Распознавание буквы в предложениях, текстах (подсчитай, сколько
раз новая буква встречается в строке)
-Использование «Азбуки в картинках» в качестве своеобразного
справочника, который помогает реб нку соотнести букву со звуком,
вспомнить звуковые эквиваленты букв.
Второй путь запоминания детьми графического облика букв –
регулярное повторение изученных звуков и букв.
Какой механизм лежит в основе психических процессов при
запоминании реб нком букв?
Психолог Т. Г. Егоров отмечал, что при
воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с
деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и
созда тся ассоциативная цепь: фонема-артикуляция-буква. Эта цепь если она
хорошо закреплена, возникает в мозгу реб нка одновременно и независимо
от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Реб нок, услышав тот
или иной звук, отвечает на него речедвигательными процессами и
представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому
звуку речи. Если покажем реб нку букву, увидев е он соотнес т
графический образ с определ нной фонемой и ответит соответствующей
артикуляцией.
Подобранные ниже игры настраивают детей всматриваться в
графический облик буквы; анализировать е конфигурацию, вспоминать
звуковые эквиваленты.
Такая работа сочетается с фонетическим анализом, что содействует
соединению слуховых, речедвигательных, зрительных анализаторов и
помогает установлению прочной связи между звуковым образом и
графическим изображением буквы, которые начинают восприниматься
детьми, как тесно связанные неразделимые явления.
Поймай букву.
Оборудование: Карточки с текстами из газет, старых книг.
Описание игры. Все дети получают карточки. По сигналу взрослого все
начинают обводить букву, названную воспитателем. Побеждает тот, кто
обвед т большее количество букв.
Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Взрослый
предлагает поймать две буквы. Одну дети обводят кружком, другую
подч ркивают.
Напиши в воздухе.
Описание игры. Взрослый предлагает вызванному реб нку
представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо
букву. Реб нок, повернувшись спиной к детям, чертит в воздухе букву. Дети
отгадывают букву, которую он написал.
Напиши букву, с которой начинается предмет.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Взрослый показывает предметную картинку. Дети
определяют первый звук в слове-названии предмета, изображ нного на ней,
записывают соответствующую печатную букву. Можно использовать в виде
графического диктанта.
Угадай букву.
Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает глаза и
протягивает ладонь. Дети по очереди подходят к водящему и пальчиком
пишут буквы на его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становится
водящим.
Найди по описанию.
Оборудование: карточки букв.
Описание игры. Взрослый выставляет на наборном полотне буквы,
запланированные для повторения. Затем он представляет описание буквы, а
дети по этому описанию должны угадать, о какой букве ид т речь. Например:
буква состоит из тр х палочек, две стоят, а третья лежит на них сверху, какая
это буква? (Буква п)