Консультация для родителей и воспитателей «Игра»

Татьяна Фирсова
Консультация для родителей и воспитателей «Игра»

Консультация для родителей и воспитателей на тему:

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада

Игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников. Разнообразие сюжетов, свободный полёт фантазии, активный обмен репликами — отличительные черты игр детей 5–6 лет. Воспитатель всё реже выступает в качестве партнёра. Он стимулирует и направляет игровую деятельность детей, является активным наблюдателем. Бытовые зарисовки, случаи из жизни профессионалов, невероятные приключения на суше, воде и даже в космосе — сюжетно-ролевая игра отражает детское видение мира в его многогранности. Фантазия детей 5–6 лет стремительно развивается, создаёт захватывающие сюжеты и должна поощряться

Консультация для родителей и воспитателей «Игра»

Цель и задачи организации сюжетно-ролевой игры с детьми 5–6 лет

Цель организации сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада — разностороннее развитие воспитанников в условиях вымышленной ситуации. В игре формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Дети проявляют инициативу в подготовке пространства для игры, в выборе атрибутов. Пятилетние ребята договариваются между собой о вариантах развёртывания основного сюжета, предлагают всевозможные роли. В сюжетно-ролевой игре участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов.

Реализация данной цели со старшими дошкольниками подразумевает решение ряда задач:

• Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.

• Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).

• Активизация диалогической речи.

• Укрепление дружеских отношений внутри детского коллектива.

Старшим дошкольникам можно предлагать обыгрывать необычные сюжеты, например, заимствованные из фильмов или книг

Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Особенность проведения игр с детьми 5–6 лет — в побуждении быть максимально самостоятельными:

Дети быстро включаются в игру, охотно подготавливают пространство. При необходимости делают постройки из мебели или мягких блоков (строят крепость, космический корабль, парусник).

Дети 5–6 лет разыгрывают сюжеты с дополнительными ролями без участия взрослого

Воспитатель является активным наблюдателем игры. В действия воспитанников он вмешивается только в случае невозможности разрешить конфликтную ситуацию самими детьми (помогает найти выход из спора, улаживает ссору). Если наблюдается угасание интереса в процессе игры, педагог предлагает неожиданный поворот сюжета.

Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне, а также на прогулке. Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру творческих занятий. В этом случае игра помогает пробудить фантазию, вообразить то, что предстоит нарисовать или слепить. Воспитатель озвучивает цель и план игры, по которому будут действовать ребята, указывает, на что нужно обратить внимание.

Игры со сверстниками способствуют развитию речи ребёнка

Сюжетно-ролевая игра выступает инструментом развития речи. В старшей группе занятия направлены на развитие монологической речи, формирование способности выдвигать предположения, доказывать своё мнение, дискутировать. Эти умения отрабатываются в сюжетно-ролевых сценках:

Таблица: картотека сюжетно-ролевых игр

Виды игр Темы

Бытовые • «Зоопарк»: прогулка с ребёнком в зоопарк (сюжет про работников зоопарка относится к деловым играм);

«Кухня»;

«Путешествие по городу»/«Прогулка»/«День города»;

«Рыбалка»;

«Семья»: сюжеты с семейными праздниками, новосельем, ремонтом, встречей гостей;

«Семейное путешествие» (на корабле, поезде, машине, самолёте);

«Стройка дачного дома»: строительством и обустройством занимаются члены семьи;

«Ферма»: сюжеты с посадкой семян, выращиванием овощей и фруктов, уходом за домашними животными.

Деловые • «Автобус»: исполнение различных дополнительных ролей при основных (водитель и пассажиры);

«Автосервис», «Автозаправка», «Гараж»;

«Автошкола»;

«Аптечный пункт»;

«Ателье»;

«Банк»;

«Библиотека»;

«Больница»/«Медицинский центр»/«Поликлиника», «Дежурный доктор», «Призывная комиссия»;

«Ветеринарный центр»;

«Завод»/«Фабрика»;

«ГИБДД»;

«Журналисты», «Фотокорреспондент»;

«Кафе»/«Ресторан»/«Столовая», «Повара»;

«Магазин» (продуктовый, овощной, книжный, универсальный, игрушек, «Супермаркет», «Булочная»;

«Моряки»/«Пароход»;

«Музей»;

«Отель», «Санаторий»;

«Парикмахерская»/«Салон красоты»;

«Почта»/«Почтальон»;

«Строители»;

«Телевидение»;

«Цирк»;

«Шахтёры»;

«Школа»;

«Шофёры»/«Лётчики».

Творческие • «Снимаем кино»: режиссёрская игра с драматизацией знакомой сказки;

«Театр» (кукольный, теневой, музыкальный): игра творческая, поскольку на импровизированной сцене участники игры разыгрывают представление;

«Ярмарка»: имитация народных гуляний с исполнением песен, танцев, частушек.

Героико-патриотические • «Полиция»;

«Пожарные»;

«Разведчики»;

«Спасатели», «МЧС».

Временной план игры в старшей группе

Если приравнять сюжетно-ролевую игру к обучающей форме занятия с детьми, то её длительность в старшей группе, согласно нормам САНПИН, составит не более 25 минут. Структура игры состоит из 3 этапов:

1. Начало: создание мотивации к игре, обсуждение сюжета, распределение ролей, выбор атрибутов.

2. Основная часть: собственно игровая деятельность.

3. Рефлексия: высказывание впечатлений от игры, пожелания воспитанников.

Для самостоятельной игровой деятельности на прогулке допускается длительность в 30–40 минут. Если игра является элементом занятия, то её длительность будет относительно короткой — примерно 8 минут, то есть дети проиграют один из вариантов сюжета, небольшую сценку.

Значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности ребёнка нельзя переоценить. Придумывая со сверстниками вымышленные ситуации или имитируя бытовые сценки, дети общаются, развивают умение прогнозировать, учатся уважать мнение партнёров. Посредством игровой деятельности у старших дошкольников формируется правильное поведение в обществе и приобретаются нравственные установки в жизни.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра» Дидактические игры. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их.

Консультация для родителей и воспитателей «Чем привлекает футбол родителей?» ФУТБОЛ – ИГРА «МОДНАЯ», ЕСЛИ ТАК МОЖНО ВЫРАЗИТЬСЯ, И ЭТОЙ МОДЕ НЕРЕДКО ПОДДАЮТСЯ МАМЫ И ПАПЫ. Детский футбол сегодня – игра не просто популярная,.

Консультация для родителей и воспитателей «Будьте бдительны»Консультация для родителей и воспитателей «Будьте бдительны» Консультация для родителей и воспитателей «Будьте бдительны» Очень часто наша безопасность и безопасность наших детей зависит от нас самих.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Игра»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 18:22
+111Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...
Проект «В гости к нам пришла весна» (подготовительная группа общеразвивающей...
Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина Е. А, музыкальный руководитель...