Консультация для родителей: «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников среднего возраста»

Виолетта Никулина
Консультация для родителей: «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников среднего возраста»

Виолетта Никулина

Игры направленные на развитие речи детей 4 — 5 лет

Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать этому. Они просты, не требуют специальной подготовки, занимают мало времени, и дают прекрасный результат. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок, и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть. Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть как вдвоем, так и в компании с другими детьми.

1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).

Игра «Кто где живет?»

Попросите ребёнка ответить на вопросы:

– Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Кто живёт в гнезде? – Птицы.

Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в улье? – Пчёлы

Кто живёт в норе? – Лиса.

Кто живёт в логове? – Волк.

Кто живёт в берлоге? – Медведь.

Можно попробовать и наоборот:

– Где живут скворцы?

– Где живут медведи? и. д.

Игра «Я знаю три слова» (можно с мячом). Взрослый называет обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия:

овощи — огурец, картошка, помидор;

фрукты — яблоко, банан, груша;

домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Назови одним словом» (можно с мячом). Взрослый называет несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие:

апельсин, яблоко, лимон — фрукты;

волк, лиса, заяц — дикие животные.

Игра «Какой? Какая? Какое?» (можно с мячом). Взрослый называет существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков:

апельсин (какой) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.

зима (какая) - холодная, морозная, снежная и т. д.

Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:

Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д. ;

Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

Игра «Скажи наоборот» (можно с мячом). Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):

Ворона большая, а воробей … (маленький);

Ваня высокий, а Саша … (низкий);

Катя весёлая, а Маша … (грустная);

Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

2. Игры на развитие грамматического строя речи.

Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.

Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:

сок из яблок — яблочный;

суп из молока — молочный;

компот из ягод — ягодный;

стол из стекла — стеклянный.

Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:

мяч — мячи;

птица — птицы;

груша — груши.

Игра «Посчитай». Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:

один мяч, два мяча …. пять мячей;

одно яблоко, два яблока …. пять яблок.

Игра «Кто – откуда?»

Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

Откуда вышел мужчина?

(Мужчина вышел из магазина.)

Откуда выехал автобус?

(Автобус выехал из-за дома.)

Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки.)

Куда зашла бабушка?

(Бабушка зашла в подъезд.)

Где сидит ворона?

(Ворона сидит на дереве, на ветке.)

Откуда слетел (вылетел) воробей?

(Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.)

3. Игры на развитие связной речи.

Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:

апельсин — Маша ест апельсин;

ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.

Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:

апельсин — Девочка ела апельсин.

Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.

Какой апельсин ела маленькая девочка? - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.

Игра «Придумай рассказ по картинкам». Взрослый предлагает ребёнку серию картинок, ребёнку нужно выложить в правильной последовательности, а потом составить рассказ.

Пересказ текста.

Заучивание стихов.

4. Игры на развитие фонематического восприятия.

Игра «Какой первый звук в слове?». Ребёнку предлагается определить начальный ударный гласный звук в слове:

Оля — первый звук «О»;

Аня — первый звук «А».

Игра «Придумай слово на звук.». Взрослый предлагает ребёнку придумать как можно больше слов на заданный звук:

А — Аня, арбуз, ананас и т. д. ;

У — утка, улитка, улица и т. д.

5. Игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры. (можно с су-джоком)

Например:

Апельсин

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)

Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.

Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для занятий по развитию речи Игры и упражнения для занятий по развитию речи. Автор: Головачева С. Г., учитель-дефектолог ГКУЗ Сахоблспецдом ребенка г. Южно-Сахалинск.

Игры и упражнения по развитию связной диалогической речи у дошкольников с ОВЗ Дидактическая игра «День рождения Маши» Цель. Расширение словарного запаса существительных по теме «Продукты», уточнение представлений.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и упражнения» Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые.

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Выполнила: педагог Агаева. И. Ш Речь - одна.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста» Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста В раннем возрасте память ребенка развивается очень.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи ребенка пятого года жизни» На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря дает возможность. ребенку точнее.

Консультация для родителей «Словесные игры и упражнения» Словесные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной дерзости. Но ведь.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста» Слайд 2. В работе с детьми дошкольного возраста главное место отводится формированию связной речи и речевого общения. «Связная речь,.

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.

Консультация для родителей. Игры и упражнения по теме «Перелетные птицы» Консультация для родителей "Перелетные птицы" Для того, чтобы закрепить знания детей, рекомендуем Вам во время прогулок вспомнить вместе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Игры и упражнения по развитию речи дошкольников среднего возраста»
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 18:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Мастер-класс ко Дню 8 Марта из бумажных тарелок «Портрет любви»
Подготовила Лиховицкая С. Л. Мастер-класс ко дню 8-го марта из бумажных тарелок "Портрет любви" для детей подготовительной группы дошкольного...
Стенгазета к празднику «Международный женский день 8 марта»
Стенгазета к празднику «Международный женский день 8 марта» Цель: расширить представления детей о празднике 8 марта, воспитывать чувство доброты и...
Детский мастер класс открытка «Мамочка любимая моя» в младшей разновозрастной группе
Цель: Изготовить своими руками поздравительную открытку к празднику «8 марта» в подарок маме. Задачи: Образовательные: -Расширять представление детей о...