Получи документы

Консультация для родителей «Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушением зрения»

Голевко Елена Анатольевна
Консультация для родителей «Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушением зрения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Музыкальное воспитание в детском саду играет большую роль в развитии творческой личности ребенка. А в работе с детьми с нарушением зрения занимает одно из важных мест, так как благодаря использованию коррекционных упражнений и специально подобранных музыкально-дидактических игр музыкальные занятия дают ребенку не только радость и вызывают у него интерес, но и отвлекают его от зрительного недуга и способствуют развитию зрительного анализатора.

Публикация «Консультация для родителей „Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушением зрения“» размещена в разделах

Работа с такими детьми проводится в тесной взаимосвязи со специалистами: воспитателем, врачом-офтальмологом.

Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются детьми в повседневной жизни. Врач-офтальмолог помогает изучить особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, а также состояние его здоровья. С тифлопедагогом согласовывается применение различных коррекционных игр и упражнений.

На ПМПК совместно со специалистами, определяются коррекционные цели и задачи, составляется программа индивидуального развития ребенка, исходя из чего, проводится подбор музыкально-дидактических игр и упражнений, определяется их последовательность и методика проведения.

Подбор музыкально-дидактического материала учитывает зрительные особенности и возраст детей, а также дает возможность решить следующие коррекционные задачи:

- развитие слуховой и пространственной ориентировки;

- использование цветов, тренирующих сетчатку глаза;

- совмещение зрительного и слухового образов;

- укрепление мышц глаз;

- формирование бинокулярного зрения.

Для решения каждой из этих задач подбираются музыкально-дидактические игры. Приведем примеры некоторых из них.

Развитие слуховой и пространственной ориентировки

«Кто в домике живет» - детям дают по пять карточек с изображением животных (медведь, заяц, волк, лиса, мышка). Звучит музыка, изображающая этих животных. Дети должны по слуху определить о ком рассказывает эта музыка, выбрать карточку и занять соответствующий домик.

«Узнай, какой инструмент звучит» – за ширмой стоят инструменты (погремушка, дудочка, барабан) – дети по слуху должны определить, какой инструмент прозвучал (это вариант для младших групп). В старших группах задание усложняется: увеличивается количество музыкальных инструментов, а также дети должны с закрытыми глазами определить, в какой стороне зала звучит инструмент (справа, слева, спереди, сзади). Или выбирается группа детей, которым дают по музыкальному инструменту в руки. Дети, услышав звучание такого же инструмента как у них, должны на нём сыграть.

«Найди свою игрушку» – по залу расставлены игрушки (желательно больших размеров и яркие, дети подходят к ним, рассматривают их. Звучит музыка, дети бегают по залу и по команде «Зайчик в гости пригласил», подбегают к зайчику и т. д. Игра повторяется несколько раз, пока дети не обойдут всех персонажей. В старших группах дети строятся в колонны (учитывается сторона окклюзии, маршируют под музыку и соответственно, по команде поворачиваются к названной педагогом игрушке.

Употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза, совмещение зрительного и слухового образов

«Светофор» – для игры используют три больших круга (красный, желтый и зеленый). Подбирается музыка : красный цвет – музыка тихая, спокойная – дети сидят на стульчиках или просто стоят. Желтый цвет – музыка бодрая – дети шагают, стоя на месте. Зеленый цвет – музыка быстрая и веселая – дети бегут по залу. Показывать цветные круги можно в любом порядке. Ведущим может быть ребенок. С помощью этой игры идет еще и закрепление зрительной и слуховой памяти, умение различать музыку по жанрам. Например, тихая, спокойная музыка -может быть колыбельной, бодрая, энергичная – марш, быстрая и веселая – любая плясовая.

«Пчелки» - дети изображают пчелок – под веселую музыку двигаются в разных направлениях по залу. С окончанием музыки каждая «пчелка» занимает свой цветок ( предварительно взрослый дает указание: либо через цветок, либо на каждый цветок, либо между цветками и. т. д.) Игра развивает ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, быстроту реакции.

«Цветик-семицветик» - для игры используются вырезанные из цветного картона лепестки цветов разного цвета. Дети должны собрать цветы с лепестками одного цвета (младший возраст, или цветы с лепестками разного цвета (старший возраст).

Укрепление мышц глаз

«Цветные ленточки». Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете.

«Узнай музыкальное произведение». Пособие к этой игре сделано в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используются такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т. д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем (по принципу мозаики с пазлами).

«Музыкальные ступеньки» - дети определяют по мелодии поступенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки.

Развитие подражательных функций

В работе над этой проблемой нам очень помогают театрализованные музыкально-дидактические игры, например.

«Кто в теремочке живет» – каждому ребенку мы даем роль, количество персонажей может быть любое, все зависит от возраста детей. Дети должны изобразить характерные повадки животных не только движением тела, но и мимикой лица. Все это подталкивает ребенка на самостоятельное видение образа, импровизацию, воображение.

Театрализованные музыкально-дидактические игры стимулируют детей на активное участие в постановках спектаклей, помогают избавиться от комплекса неполноценности, раскрепощают их, способствуют более яркому раскрытию образа персонажа, развивают эмоциональные проявления.

Для детей с нарушением зрения подбирается фонотека различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подбирается музыкальный материал для релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Детям коррекционных групп очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.

Результативность работы с детьми с нарушением зрения является более эффективной, если занятия организуются как по подгруппам, так и индивидуально. Занятия помогают глубже изучить и понять психологию ребенка, его внутренний мир, и отношение к окружающему миру.

Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный музыкально-дидактический материал, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачом-офтальмологом (или медсестрой-ортоптисткой, позволяет добиваться более высоких результатов в музыкальном воспитании детей.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей»Консультация для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей» Дидактические игры помогают в обучении детей. Их особенность в том, что задание предлагается в игровой форме. Ведь игра - это самое важное.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушением зрения»
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 10:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД