Нина Васягина
Консультация для родителей «Как научить ребёнка слушать и слышать других?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот несколько правил:
1. Правильно организовать пространство общения. Даже для взрослых это значимо. Необходимо установить зрительный контакт, говорить «глаза в глаза». Тон должен быть спокойным, а интонация – доброжелательной. Когда малыш хочет поговорить со сверстником, он разворачивает его к себе.
2. Доступный язык (с учётом ограниченного словарного запаса, уровня освоения грамматики). Если в предложении есть непонятное слово, то высока вероятность, что и вся фраза будет непонятна ребёнку. Не нужно улюлюкать, сюсюкать, коверкать слова или говорить офисным языком. Ребёнок закрывается от непонятной и недоступной информации.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка слушать и слышать других?“» размещена в разделах
3. Отказаться от повторений, нравоучений, нотаций. Е. О. Смирнова писала: «Мы явно переоцениваем объяснительный метод воспитания дошкольника». В 4 года наступает перемена отношения к сверстнику, так как с ним интереснее играть. Хочешь быть принятым в игру, то считайся с правилами! К концу дошкольного возраста ребёнок умеет общаться со сверстниками, пытается доказать, принять другого, отступить, если это нужно.
4. Читайте, рассказывайте ребёнку сказки, беседуйте о прочитанном, предлагайте проиграть какой-либо эпизод, содержащий диалоги героев. Пусть ребёнок примерит на себя. Печально осознавать, но даже взрослые стали мало читать!
Ребёнок дошкольного возраста живёт в ситуации (здесь и сейчас, живёт определёнными эмоциями. Например, «Миша, пора спать, собирай игрушки!». Ребёнок не слышит обращения родителей, оно не связано с ситуацией. Малыш слышит только голос, а что именно ему сказали — нет. Если мы обращаемся к ребёнку, то рассчитываем тут же получить ответ! Если мы требуем что-то, то хотим, чтобы малыш исполнил требование!
Учёные провели эксперимент. Ребята получили речевую инструкцию: «Соберите кубики с пола в коробку». Нужна пауза, чтобы это было услышано. Через некоторое время малыши собирают кубики. Звучит вторая инструкция: «Уберите кубики из коробки на полочку», но дети продолжают собирать кубики в коробку. Родители, поступая так в живой ситуации, совершают психологическое насилие над ребёнком, так как наши требования превышают способности, возрастные возможности ребёнка.
Как же развивать способность слышать?
Значения слов «слышать» и «слушать» в словаре С. И. Ожегова:
Слушать - 1. Воспринимать слухом (напр., музыку); 2. Публично разбирать (напр., судебное дело); 3. Изучать, присутствуя на лекциях (напр., старославянский язык); 4. Следовать чьим-нибудь советам, приказам (Слушал умных людей); 5. Употр. также как побуждающее обращение к кому-нибудь в начале речи (Слушай, останься здесь).
Слышать - 1. Различать, воспринимать что-нибудь слухом; 2. Обладать слухом; 3. Обладать какими-либо сведениями; 4. Замечать, чувствовать; 5. Употр. также для подтверждения сказанного (Слышишь, обязательно приходи завтра).
Можно слушать, но не слышать, т. е. не стремиться (не уметь) понять сказанное. Вопрос для размышления — как развивать у ребёнка способность слышать говорящего?
5. Слушайте сказки! Приобретите ребёнку аудиозаписи интересных детских книг и предлагайте сначала послушать вместе, а затем — самостоятельно.
6. Играйте в игры, ведь любой предмет может стать чем угодно. Акцентируйте при этом внимание ребёнка не на действиях с предметами, а на ролевых диалогах.
7. Игры по правилам. Таких игр очень много, они нужны для умения слушать другого. Они научат его понимать речевые инструкции, следовать им и тем самым сдерживать свои импульсивные действия, т. е. управлять своим поведением.
8. Договоритесь с ребёнком о том, что вы можете повторить своё предложение или просьбу максимум 2 раза. При нарушении данного договора ребёнок должен столкнуться с некоторыми неприятными для него последствиями, о которых его следует обязательно заранее предупредить.
9. Помните, что ребёнок не способен услышать взрослого тогда, когда поглощён игрой или каким-либо другим
увлекательным для него занятием. Поэтому в этот момент не стоит давать ребёнку какие-либо распоряжения.
10. Рассчитывая на внимание ребёнка к своим словам, будьте и сами внимательны к высказываниям ребёнка. Ваше поведение может стать для него эталоном.
Желаем вам удачи!