Получи документы

Консультация для родителей «Как выучить стихотворение?» (3 фото)

Ирина Гурова
Консультация для родителей «Как выучить стихотворение?»

Заучивание стихотворений – это всем известный приём развития речи. Вряд ли кто-то сомневается в том, что учить стихи с детьми надо.

Заучивание стихов расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы; учит восприятию такого жанра, как поэзия; формирует общий уровень культуры человека.

Есть дети, которые достаточно быстро запоминают текст, а есть и те, которые испытывают при этом значительные трудности.

Публикация «Консультация для родителей „Как выучить стихотворение?“» размещена в разделах

Как же помочь ребёнку?

Прежде всего, стоит обратиться к нашей классической методике, которая хорошо учитывает психологические особенности запоминания детей дошкольного возраста.

Важно, чтобы ребёнок был готов к восприятию текста. Поэтому, перед чтением стихотворения можно побеседовать о предмете или явлении, соответствующих его теме; показать картинку или игрушку, загадать загадку, вспомнить другое стихотворение этого же автора или по такой же теме. Например, если это стихотворение об осени, то можно понаблюдать за изменениями в природе из окна.

После этого нужно очень выразительно 2 раза прочитать стихотворение ребёнку. При этом перед первым чтением не надо сообщать о том, что его нужно будет выучить. Это обеспечит свободное восприятие художественного произведения. Перед повторным чтением старшему дошкольнику уже даётся установка на заучивание. Это можно сделать примерно так: «Тебе понравилось стихотворение? Сейчас я прочитаю его ещё раз, а ты слушай очень внимательно и постарайся всё запомнить».

Важно отметить, что до 4 лет не нужно ставить перед ребёнком задачу запомнить стихотворение, так как память младшего дошкольника ещё является непроизвольной. А вот после 4 лет детей уже учат целенаправленно запоминать стихи, потому что в этом возрасте память начинает приобретать элементы произвольности.

Затем нужно обязательно побеседовать о прочитанном. Целью беседы является выяснить, понял ли ребёнок содержание стихотворения и обеспечить его усвоение. Для этого нужно задать несколько вопросов по содержанию текста, объяснить непонятные ребёнку слова, образные выражения. Например, что значит: «листья сыплются дождём» или «ночью ветер волком выл»? Можно также предложить ребёнку найти слова с определённым звуком, особенно, если целью заучивания является его автоматизация. Целесообразно предложить ребёнку поиграть в игру «Ты скорей найди ответ: было слово или нет?» Это упражнение можно провести с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово. Если оно встречалось в стихотворении, то ребёнок повторяет его и возвращает мяч, если нет – молча кладёт мяч на пол.

Также в этой части работы по заучиванию стихотворения используются специальные игровые приёмы, которые помогают запомнить текст.

Игровые методы и приёмы заучивания стихотворений

Слуховой метод

Слуховой метод заучивания стихотворного материала хорошо подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Среди воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ОНР есть дети, имеющие нарушения зрения. Наиболее распространённые и привычные педагогам методы наглядного моделирования в работе с ними оказываются недостаточно эффективными. Это и вызывает необходимость применения слуховых приёмов.

- «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать последнее слово.

Мяу! Мяу! – рыжий кот.

Он у бабушки… живёт.

Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.

Хвост кольцом и чёрный… нос!

Му-му-му – мычит корова –

Молока даю я … много.

- «Подскажи слова». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать несколько слов.

- «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори». Ребёнок подсказывает одно или несколько слов и воспроизводит строку или двустишие целиком.

Мяу! Мяу! – рыжий кот.

Он… у бабушки живёт.

Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.

Хвост кольцом… и чёрный нос!

Му-му-му – мычит корова –

Молока… даю я много.

Игры с мячом:

- «Верни словечко» или «Эхо». Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, произношение или значение которого необходимо усвоить. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч.

- «Верни строку (слова)» или «Эхо» Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит уже строку или целое двустишие. Задача ребёнка – повторить слова и вернуть мяч.

- «Вопрос – ответ». Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит строку с вопросительной интонацией. Ребёнок, возвращая мяч, произносит её утвердительно.

- «Ты мне – я тебе». Повторение строк (двустиший) по очереди: сначала взрослый, затем ребёнок, потом снова взрослый, после него – ребёнок и т. д. Упражнение можно выполнить два раза (второй раз первую строку произносит ребёнок).

- «Превращаемся в…» Повторение строк с разной высотой и силой голоса: «Давай прочитаем эту строку низким голосом, как у медведя… А эту строку прочитаем высоким голосом, как мышка… и т. д.».

- «Повторяй со мной» Повторение отдельных строк вместе со взрослым (сопряжено) (при наличии затруднений).

- Чтение по ролям при наличии диалога в тексте.

- «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.

Зрительный метод

Этот метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др. Особенно необходим такой план тем детям, у которых ведущей является зрительная память. Такой план даётся ребёнку после проведённой предварительной работы по содержанию стихотворения.

Чаще всего при заучивании со старшими дошкольниками используются мнемотаблицы, которые мама или папа легко могут нарисовать простым карандашом прямо при чтении строк стихотворения. Рисунки можно создавать схематично, быстро (изобразительные способности взрослого при этом совсем не важны). Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое простое изображение содержания, и на продуктивность запоминания его качество особенно не влияет. В этом случае, самое главное – принцип. Затем, по созданному «картинному плану» (мнемотаблице) ребёнок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время зрительную опору можно убрать. В качестве зрительной опоры можно найти и готовую мнемотаблицу в интернете.

Шести-, семилетних детей уже можно и самих привлекать к схематическому изображению строк. В этом случае нужно попросить ребёнка подумать: «Как бы ты изобразил эту строчку? Что бы нарисовал?». Такой приём хорошо развивает образное мышление и элементы логического.

- Опорные зрительные сигналы (счётные палочки, фишки и другие мелкие предметы).

В качестве примера (в текстовом варианте) приведено стихотворение для автоматизации звука [л’], в котором одна строка повторяется три раза в первой и второй строфах. Ребёнку с нарушениями речи часто бывает сложно воспроизвести нужное количество повторяющихся слов, фраз текста. Поэтому целесообразным является использование вспомогательных предметов. В данном случае, это счётные палочки. Палочки одинакового цвета соответствуют одинаковым строкам текста.

Метели

Гудели метели,

Гудели метели,

Гудели метели,

Над нами, пыля.

Одели метели,

Одели метели,

Одели метели

Долины, поля…

- Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).

Это дополнительный приём для детей, знающих буквы. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Весна

Н Не шумит уж злая вьюга,

С Стала ночь короче дня,

Т Теплый ветер дует с юга,

К Капли падают звеня.

С Солнце, землю нагревая,

Г Гонит с нашей горки лед.

Т Тает баба снеговая,

И И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков.

Конечно же, нужно рассмотреть все иллюстрации к тексту, если они есть в книге, из которой взрослый читает стихотворение. Они всегда помогают более качественному заучиванию.

Двигательный метод

При заучивании стихотворений с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата, этот метод чаще всего используется как вспомогательный, но он имеет замечательный развивающий эффект.

Упражнения с движениями:

- Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.

- Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.

Сапожки

Нарядили ножки

В новые сапожки

(имитация надевания сапожек)

Вы шагайте, ножки,

(шагать на месте)

Прямо по дорожке

(вытянуть руки вперёд)

Вы шагайте, топайте,

(топать на месте)

По лужам не шлёпайте,

(«погрозить» пальчиком правой руки)

В грязь не заходите,

(«погрозить» пальчиком правой руки)

Сапожки берегите!

(наклониться и показать сапожки двумя руками)

- Придумывание детьми движений к тексту.

Для такого способа удачно подходят многие стихотворения.

Осень

Берёзы косы расплели,

В ладоши клёны хлопали.

Ветра холодные пришли

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто, меньше стали.

Всё присмирело,

съёжилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела.

М. Садовская

- Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»).

- «Собери (разбери) бусы».

- «Сложи пирамидку».

- «Выложи счётные палочки».

- «Положи камешки на полоску».

В этих упражнениях ребёнок выполнят действия, читая стихотворение.

Логический метод

Далеко не у всех дошкольников ведущей является логическая память, но всё же есть и такие дети. Для них предлагается такой способ заучивания. После предварительной работы, взрослый читает первые строки произведения, а потом останавливается и просит ребёнка своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, взрослый снова читает строку произведения, а потом снова предлагает рассказать, что было потом. Таким образом, мы предлагаем ребёнку опираться на логические связи.

При повторном чтении текста можно попросить ребёнка уже точно передать слова автора. Также можно предложить ребёнку пересказать стихотворение своими словами. Так, он воспроизводит логическую последовательность событий.

После того, как использованы выбранные взрослым игры, направленные на заучивание, нужно прочитать стихотворение ребёнку ещё раз. Это будет способствовать целостному восприятию произведения, особенностей его исполнения.

Вот теперь можно попросить и самого ребёнка прочитать стихотворение наизусть. Конечно же, допускается подсказ текста взрослым, повторение указаний и разъяснений по поводу характера чтения. И обязательно хвалите ребёнка!

Практически все предложенные методы и приёмы заучивания текстов в равной степени вызывают интерес и эмоциональный отклик у детей. При этом наиболее эффективными будут те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.

Успехов!

Консультация для родителей «Как выучить стихотворение?»
Фото «Как выучить стихотворение?»
Консультация для родителей - фото

Литература:

• Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981,

• Валуева Л. А. Как учить стихи с ребёнком? http://znamus.ru/page/u4im_stihi_deti

• Милютина Р. В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. http://detsad151.ru/korrektsionnaya-rabota/razuchivanie-stihotvoreniy.html,

• Селивёрстов В. И. речевые игры с детьми. - М. ,1994,

• Фатихова Л. Ф. Обучение дошкольников с задержкой психического развития заучиванию стихотворений. http://dkclovz.ucoz.ru/publ/stati,

• Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А., Локтарёв В. К. методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977,

• Чусовлякина Е. Т. Мнемотехника в разучивании стихов. http://mosty.jimdo.com/2011/12/03/

• Колокольцева Е. В. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками. http://school4novo.rusedu.net/gallery/133/Metody_zapominaniya_stihov.pdf;

• Гнедой Л. Н. Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений. Научно-практическая статья. Социальная сеть работников образования nsportal.ru;

• Бакаева М. Н., Ладная С. М. Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор // «Логопед», 2011 г. ; http://www.logoped-sfera.ru/.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей и воспитателей «Учим стихотворение с ребёнком» Вот снова праздник. И снова стоит проблема выучить с ребёнком стихотворение. Проблема встала потому, что это никак не удаётся или удаётся.

Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета»Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета» Часто многие родители беспокоятся, что ребёнок в 3 года не может запомнить цвета. Дело в том, что способность ориентироваться и правильно.

Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Мы часто задаемся вопросом:.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация, презентация и стихотворение «День рождения карусельной лошадки»Консультация, презентация и стихотворение «День рождения карусельной лошадки» «Деревянная лошадка – лучшая игра… П. Шевченко» 28 июня – день рождения карусельной лошадки. Собственно говоря, так ли важно, когда он,.

Конспект занятия с использованием дидактической игры «Поможем Маше и Мишке выучить основные цвета и геометрические фигуры» Мультимедийная игра «Поможем Маше и Мишке выучить основные цвета и геометрические фигуры» Автор: Белашова Татьяна Анатольевна МДАНОУ детский.

Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителейСемь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей Цель этой публикации — привлечь ваше внимание коллеги, и внимание родителей к интересным и необычным способам изучения букв, построенных.

Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет»Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет. Здравствуйте, я Мельник Миша, Я пришёл Вам рассказать, Как мы с мамой моей Катей Будем кризис преодолевать! Мама книжки.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Как выучить стихотворение?»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 15:20
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД