галина якимова
Консультация для родителей на тему «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста»
В истории человечества воспитание детей разного пола осуществлялось в соответствии мужскими и женскими социальными ролями. Мужчина выступал в роли добытчика и обеспечивал материальное благополучие семьи, а женщина – мать и хранительницей домашнего очага. Воспитание детей разного пола зависели от культурных традиций и экономического развития общества.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Изменения в современном обществе привели к разрушению устоявшихся стереотипов поведения мужчин и женщин. На фоне этих изменений поменялись и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки приобрели такие качества, как решительность и смелость, а мальчики – безответственность, инфантильность.
В своей монографии Л. В. Коломийченко пишет: «с 80-гг. прошлого века во избежание разночтений при определении социальных и биологических характеристик, связанных с полом, используется понятие «гендер». Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами» [6, с. 55].
Исследователи отмечают, что основные биологические различия между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) не являются предметом споров, но проявления маскулинности и фемининности выражаются в индивидуальных вариациях поведения. Гендерное направление в педагогике (О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина и др.) определяет, что кажущиеся естественными различия между мужским и женским не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, являющегося легитимным в данном обществе.
Гендерный подход в педагогике предполагает изучение того, как социально определенные роли и обязанности формируются в различных сообществах и образовательной системе в целом, каким образом у одного пола (девочек или мальчиков) возникает преимущество над другим и при каких обстоятельствах складываются взаимоотношения девочек и мальчиков как равноценных партнеров (Е. И. Каменская, И. С. Клецина, Л. И. Столярчук, Л. В. Штылева и др.) [8, с. 12-22].
По мнению Н. Г. Кутеевой, гендерное воспитание – это гармонизация полоролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей личности независимо от половой принадлежности (эгалитаризм (фр. galitarisme, от galit – равенство) – концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества [9]. Научно-теоретический анализ исследований позволил автору обозначить интегрированное направление полоролевого воспитания, с учетом психофизиологических особенностей детей, личностной ориентированности технологий воспитания, а также культурных и семейных традиций в полоролевой социализации детей.
Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. В данный момент, это попытка содействовать восприимчивости и развитию понимания ребенка по отношению к себе, что в целом может решить проблемы, связанные с гендерной идентификацией и самореализацией.
Половая идентификация ребенка происходит уже к 3-4годам, ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает и не понимает, какими должны быть «мальчик» и «девочка». Дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить т. к. представления о собственной принадлежности к определенному еще не стойкие.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «пол» не изменяется: мальчики повзрослеют и станут мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не поменяется, в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Половое развитие это результат не только биологических особенностей пола, сколько социальных требований общества к мальчикам и девочкам со стороны членов семьи, а также воспитателей и сверстников, с которыми они себя идентифицируют.
Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – образ будущей избранницы. Отношения родителей служат моделью взаимоотношения полов. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают и понимают индивидуальные особенности развития своих детей, основные признаки их «отклонений», индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.
Особый интерес в современной педагогике представляет изучение процесса гендерной социализации дошкольном возрасте. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина, В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган) привлекают гендерные аспекты детства.
Гендерная социализация включает в себя три аспекта :
- когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании своего ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);
- эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е. Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);
- поведенческий – усвоение модели поведения, типичной для пола (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина) [10].
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени находятся в дошкольном учреждении и особое внимание со стороны педагогов требует проблема, организации предметно-пространственной среды. Известно, что среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда является основой для самостоятельной деятельности детей, с учетом их гендерных особенностей. Роль взрослого состоит в том, чтобы приложить все свои усилия и возможности в создание окружающей среды, с учетом гендерных и индивидуальных особенностей, желаний и потребностей каждого ребенка.
На практике, в детских садах наблюдается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девичьих» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Девочкам достаточно небольшого пространства в игровой комнате, чтобы организовать жизнь своих подопечных – кукол, наладить их быт, взаимодействие между собой. Как часто они разговаривают то за одного героя игры, то за другого, быстро перевоплощаясь из одной роли в другую.
Мальчишки ведут себя по-иному. Они осваивают близлежащие окрестности по горизонтали, по вертикали и по диагонали. И чем больше мы запрещаем мальчишке перемещаться, бегать, прыгать, лазать, тем быстрее сформируем инфантильные черты характера, пассивность, безынициативность, либо агрессивность как форму защиты своих физиологических потребностей, желания активно познавать мир.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В исследованиях по проблемам полового воспитания Т. А. Репина определила ряд факторов, которые способствуют эффективности полового воспитания [7] :
1. учет особенностей дошкольников разного пола, их интересов и всей ситуации социального развития ребенка (положения его в семье и группе детского сада);
2. максимальная активизация самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности (наблюдение и копирование окружающих его взрослых);
3. варьирование различных форм воспитательных воздействий (выбор способов взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые бы способствовали позитивному и адекватному становлению их половой идентичности);
4. совместное участие мальчиков и девочек в воспитательной работе (театрализованная деятельность, совместные творческие работы, спортивные мероприятия, праздники и т. д.).
Л. В. Коломийченко и О. В. Прозументик, проведя тщательный анализ психолого-педагогических исследований Л. А. Арутюновой, Л. В. Градусовой, Е. А. Кудрявцевой, Н. К. Ледовских, выполненных под руководством Т. А. Репиной, пришли к выводу, что процесс полоролевой социализации не должен протекать стихийно. В воспитании ребенка должны учитываться индивидуальные и половозрастные особенности становления личности мальчиков и девочек, что обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской роли.
Половое воспитание как процесс взаимодействия педагога и ребенка должен быть содержательным, целенаправленным, способствовать освоению гендерной культуры и формированию толерантных отношений между девочками и мальчиками. Работа по полоролевому воспитанию требует от педагогов высококвалифицированной подготовки и педагогического просвещения родителей.
Без решения проблемы гендерной социализации невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола с целью формирования у них таких качеств, как мужественность и женственность, которые необходимы им и для успешного выполнения в будущем функций в своих собственных семьях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция долгосрочного развития до 2020г.
3. .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 368 с.
5. Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995 г.)
6. Коломийченко Л. В., Конышева Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Монография Пермь ПГГПУ, 2013. – 187 с.
7. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. – М. : Издательство Московского психолого– социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
8. Стрелова, М. Раздельное воспитание: за и против / М. Стрелова // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2000. – С. 12-22.
Интернет ресурсы:
9. Википедия – свободная Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Теоретические основы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста – образовательные документы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://12fan.ru/512445411.html