Валентина Дудырева
Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность педагога включает три направления: воспитательно–образовательное, учебно-методическое и социально – педагогическое. В российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования. Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях. профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду» размещена в разделах
Профессиональная компетенция является необходимой составляющей профессионализма. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся :
интеллектуально-педагогическая компетентность;
коммуникативная компетентность;
информационная компетентность;
рефлексивная компетентность;
психологическая компетентность. профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.
Профессиональные компетенции педагогов, которые реализуют развивающий подход в обучении, достаточно разнообразны:
умение создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду;
умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности;
умение активно использовать помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности и другие.
Наиболее значимой составляющей профессионализма педагога психологическая компетентность.
Психолого-педагогическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения. Педагог должен владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, а также методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач, принимать психологическую информацию, осмысливать её, включать в мотивационно - личностный план, строить на её основе систему отношений, принимать адекватные психологические решения.
Педагог должен уметь творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разработать необходимые рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить). Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, но и владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях.