Папки-передвижки

Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Наталья Соколова
Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том илиином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких-либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением. потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие ВЫСОКИМ потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.

Публикация «Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми» размещена в разделах

Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание, а также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходятв одаренность как таковую.

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процессав работе с такими детьми.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.

Можно сказать, что у одаренного ребенка максимально выражены процессы саморазвития. Поэтому он нередко оказывает «психологическое сопротивление» обучающим воздействиям взрослого, выраженным в прямой дидактической форме. Проявляется оно или в нарушении правил поведения, или в рассеянности внимания, своеобразной самоизоляции в обучающей ситуации. По сути, одаренный ребенок учится по своей собственной программе, а программу взрослого принимает только в той степени, в которой она совпадает с его программой.

Ядром одаренности является не высокий уровень интеллекта сам по себе, а способность к творческой деятельности, то есть креативность. Умственные способности (хорошая память, сообразительность, высокая концентрация. внимания, интеллектуальная мобильность) далеко не всегда приводят к проявлениям творчества, креативности.

Креативность, в свою очередь, не тождественна воображению. Креативность - это особое отношение ребенка к миру, которое применительно к дошкольному возрасту можно назвать эмоционально-поэтическим, исследовательски дерзким, безудержно вдохновленным. Такое отношение к миру создает у одаренного ребенка уже в дошкольном возрасте особое восприятие окружающего, оригинальные интерпретации воспринятого, порождая «ураган» идей и замыслов.

По емкому определению П. Торренса, быть креативным - это значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Публикации по теме:

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная.

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Отделения раннего и дошкольного детства «Шаг.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Создание условий для развития детской одаренности в образовательной среде МБДОУ Создание условий для развития детской одаренности в образовательной среде МБДОУ №15 «Кэнчээри» На данном этапе развития системы образования.

Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении.

Разработка и внедрение информационно — коммуникативных технологий в работе с одаренными детьми Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 17:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД