МААМ-картинки

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования.

Светлана Хохрякова
Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования.
▼ Скачать + Заказать документы

По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый ребёнок – это индивид, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ребёнок дошкольного возраста с ярко выраженными способностями отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового материала. Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности.

Публикация «Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования,» размещена в разделах

В настоящее время проблема развития одарённых и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одарённости детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одарённым и талантливым детям. Основные задачи Совета - изучение одарённых и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. Несмотря на значительное количество исследований по проблеме развития одарённости у детей дошкольного возраста, данная проблема остается не решенной на практике и требует дальнейшей разработки.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л. А, Гильбух Ю. З, Лейтес Н. С, Бурменская Г. В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам

Следует отметить, что в развитии детской одарённости очень многое зависит от педагога. Дети с высоким интеллектом нуждаются в индивидуальных программах обучения, особенно в «своём» педагоге, который будет активно помогать ребёнку, развивать его способности, создавать необходимые условия.

Ряд ученых (Л. А. Венгер, А. М. Вербенец, Н. И. Ветрова, Л. С. Выготский, О. А. Дьяченко, Н. Г. Салмина, Е. Е. Сапогова и др.) в своих работах обосновали значение наглядного моделирования как средства развития творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям

Рисунок дошкольника, бесспорно, - наглядная модель изображаемого объекта или ситуации, и не случайно многие исследователи детского рисования называют его схематическим (т. е. модельным) изображением, которое используется в деятельности взрослых.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Моделирующий характер детской деятельности послужил одним из оснований для выдвижения Л. А. Венгером гипотезы, согласно которой, формирование мыслительных способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач. А такой формой опосредования в дошкольном возрасте является наглядное моделирование.

Другое основание для разработки гипотезы Л. А. Венгер и его ученики почерпнули из ряда психологических и педагогических исследований, продемонстрировавших понимание дошкольниками различного рода моделей в качестве средства сообщения детям разнообразных знаний.

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Моделирование – это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

Моделирование позволяет в доступной для детей форме формировать глубокие знания об окружающем мире и развивать его способности. По мнению авторов, наглядное моделирование позволяет детям успешно усваивать знания об особенностях изучаемых объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Начиная использовать и создавать модели, характерные для данной эпохи, ребёнок становится активным субъектом познания.

Наглядное моделирование нашло широкое применение в работах по поэтапному формированию умственных действий и понятий, выступая в качестве одного из главных средств построения ориентировочной основы действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные", "дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т. д.

Таким образом, сфера применения наглядного моделирования отнюдь не ограничивается решением учебных задач. Она охватывает самые различные виды детского мышления.

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. – М., 1991- 89с.

2. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно- пространственному моделированию/Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. - 1982. -№3-

3. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой В. В. – М., 1966.

4. Жигалик, М. А. Формирование действий моделирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. А. Жигалик //Ученые записки института непрерывного педагогического образования. – Вып. 6: в 2-х кн. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – Кн. 1. – С. 111–115.

5. Жигалик, М. А. Обучение детей дошкольного возраста способам

наглядного моделирования [Текст] / М. А. Жигалик // Вестник НовГУ, 2007. –№ 40. – С. 22–23.

6. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников/ Н. С. Лейтес - М. : Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.

7. Матюшкин А. М., Яковлева Е. Л. «Учитель для одаренных», м., 1991.

Одаренные дети : пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого- М. : Прогресс, 1991. -- 376 с.

8. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко - М; 1997 г.

9. Психология одаренности детей и подростков : Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А. И. Савенков - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавитаИспользование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавита В норме, в возрасте до шести лет доминирует правое, образное, полушарие головного мозга. И лишь к семи годам начинает активно включаться.

Конспект занятия по пересказыванию сказки «Колобок» с использованием метода моделирования в раннем возрасте.Конспект занятия по пересказыванию сказки «Колобок» с использованием метода моделирования в раннем возрасте. Конспект занятия по пересказыванию сказки «Колобок» с использованием метода моделирования в раннем возрасте. Задачи: • Учить детей выделять.

Конспект занятия по пересказыванию сказки «Репка» с использованием метода моделирования в раннем возрастеКонспект занятия по пересказыванию сказки «Репка» с использованием метода моделирования в раннем возрасте Задачи: • Учить детей выделять и называть характерные признаки персонажей • Развивать мышление, связную речь, способность к наглядному моделированию.

Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста» Проблемное обучение — организованный.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений» «Использование метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений» Цель: реализация практических аспектов метода наглядного.

НОД «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием метода моделирования» (средняя группа) Автор: Украинская Наталья Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Ромашка», республика Хакасия, п. Усть - Абакан Тема: «Рассказывание.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Разработка и внедрение информационно — коммуникативных технологий в работе с одаренными детьми Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной.

Влияние метода наглядного моделирования на развитие монологической речи детей дошкольного возраста. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования.
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 12:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Хохрякова (УИ 450134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД