Лучший педагог года

Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ

Татьяна Шеляшкова
Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ

Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования связана по крайней мере с тремя причинами: а) наличие хорошего здоровья позволяет личности дошкольника развиваться гармонично; б) образовательный, воспитательный процессы в ДОУ реализуются с учетом и в опоре на психосоматическое здоровье воспитанников, в) укрепление психосоматического здоровья в ДОУ означает своеобразный "вклад" в дальнейшие школьные и социальные успехи растущей личности.

Публикация «Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Проблема сохранения и укрепления психосоматического здоровья детей актуальна и требует внедрения в практику ДОУ новых технологий здоровья, которые позволят получит более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.

В связи с этим, возникла гипотеза исследования: психосоматическое здоровье дошкольников будет успешно укрепляться и совершенствоваться, если:

- в ДОУ будет создана адекватная модель психосоматического здоровья дошкольников, включающая взаимообусловленные психологический, физиологический, социальный компоненты;

- будет внедрена программа инновационных психолого-педагогических технологий, системно служащая для развития и коррекции

психосоматического здоровья по всем вышеуказанным направлениям;

- будет осуществляться адресная связь ДОУ с семьёй.

Цель – Совершенствование психосоматического здоровья дошкольников с помощью использования в практике новых психолого-педагогических технологий.

Объект - инновационные психолого-педагогические технологии.

Предмет – влияние инновационных психолого-педагогических

технологий на укрепление психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ.

Задачи:

1. Провести анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

2. Раскрыть понятие инновационных технологий в ДОУ.

3. Раскрыть сущность процесса укрепления психосоматического здоровья дошкольников.

4. Составить и описать программу совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ЦРР ДОУ д/с 272.

5. Осуществить диагностику динамики здоровья за 2008-2010 годы.

Методолого-теоретическая база исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2008 по 2010 год по двум направлениям: разработка и внедрение системы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения на основе принципов системного подхода, разработка и внедрение комплексной психолого-педагогической программы на основе психофизического тренинга для улучшения психосоматического здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе ЦРР ДОУ д/с 272.

В Главе 1 рассматриваются инновационные психолого-педагогические технологии в ДОУ как научная категория.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Глава 2- Исследование динамики уровня психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ №272. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек.

Работа по осуществлению укрепления психосоматического здоровья детей в детском саду ведется на протяжении многих лет. Но попытки систематизации, определения стратегических перспектив предприняты в последние 3 года. За это время разработана программа которая ориентированна на сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей. При разработке данной программы мы опирались на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывались взгляды Н. М. Амосова. Также мы опирались на следующие программы: Программа «Здоровье» (В. Г. Алямовская, оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» (М. Л. Лазарев, программа «Здоровье с детства» (Т. С. Казаковцев, программа «Зеленый огонек здоровья» (М. Ю. Картушина, программа «Физкультура от 3 до 17 лет» (В. П. Щербаков, программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет (В. Т. Кудрявцев)

Основные блоки работы:

1. Изучение физических и психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Полноценное питание.

3. Физкультурно-оздоровительная работа.

4. Воспитание культуры здоровья воспитанников.

5. Формирование психоэмоционального статуса детей. Коррекционно-развивающая работа.

6. Лечебно-профилактическая работа.

7. Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.

8. Направления взаимодействия ДОУ и семьи.

Чтобы оценить успешность работы по программе проведена диагностика физических качеств, произведена оценка здоровья, выявлена культура здоровья детей старшего дошкольного возраста, а также психоэмоциональный статус детей.

Диагностический материал:

- Диагностику физических качеств осуществляли по методике, разработанной В. И. Усаковым.

- С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья мы использовали диагностические методики С. Е. Шукшиной, А. Д. Кошелевой, Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

- Психические аспекты здоровья мы исследовали с помощью теста А. И. Захарова.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

Из данных Таблицы 1 (стр. 70) видно, темпы прироста физических качеств в экспериментальной группе c 2007-2010 г. составили 12,3%.

Наметились положительные тенденции в укреплении здоровья детей. По данным таблицы 2 и диаграммы 1 (стр. 71, 72) заболеваемость составила: 7,2 дня на 1 ребенка в 2009-2010 г, в 2008-2009 -7,4, 2007-2008 -7,9.

Распределение детей по группам здоровья показало следующие результаты: за последние три года наблюдается повышение количества детей, поступающих в детский сад с III и IV группой здоровья. В последнее время детский сад посещают дети – инвалиды, IV группа здоровья. В связи с этим индекс здоровья в детском саду снизился. Система оздоровительной и профилактической работы обеспечила на 13,3% увеличение детей с I группой здоровья. Таблица 3 (стр. 72)

В целом распределение детей по группам здоровья за последние три года имеет стабильные показатели. Наиболее хорошие показатели в 2008-2009 учебном году.

С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностические методики "Что я знаю о своём организме" таблица 4 (стр. 75, «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений, таблица 5 (стр. 77, "Изучение социальных эмоций", таблица 6 (стр. 78, методика "Кораблекрушение" таблица 7 (стр. 79).

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что за последние три года наблюдается повышение количества детей с высоким уровнем сформированности культуры здоровья.

Психические аспекты здоровья мы исследовали с помощью теста А. И. Захарова. В целом по оценке с 2007-2010 год высокий уровень тревожности сократился с 60% до 13,3%. У детей преобладает психоэмоциональный дискомфорт средней степени, что свидетельствует о правильно организованной психокоррекционной программе. Диаграмма 2 (стр. 82)

Таким образом, выдвигавшаяся перед началом исследования гипотеза частично подтвердилась. Нами была предпринята попытка разработать и апробировать программу по снижению психосоматического здоровья детей на базе ДОУ д/с 272.

При хорошей организации образовательно-воспитательного и оздоровительного процесса, заинтересованности всех специалистов, а также самих родителей, сотрудники детского сада достигают положительных результатов в сохранении психосоматического здоровья детей.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению психосоматического здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Публикации по теме:

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Инновационные педагогические технологии развития дошкольников Инновационные педагогические технологии развития дошкольников МБДОУ «Детский сад г. Калининска Саратовской области» воспитатель Шуняева.

Инновационные технологии в Петербурговедении для дошкольников «Мосты Санкт-Петербурга» Конспект занятия по теме: Инновационные технологии в Петербурговедении для дошкольников. Мосты Санкт-Петербурга. Для старшей и подготовительной.

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии» Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях Отделения раннего и дошкольного детства «Шаг.

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные психолого-педагогические технологии совершенствования психосоматического здоровья дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 25 октября 2016 в 12:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД