Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома

Мария Арсаланова
Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Утрата семьи –очень тяжелая трагедия в жизни любого человека и тем более ребенка, она оставляет глубокий след в его дальнейшей судьбе.

Новое массовое явление – это рост социального сиротства. Низкий уровень жизни и нравственных устоев, огромное число неблагополучных семей в России привело наше общество к тому, что дети часто вынуждены уходить из дома на улицу, вследствие чего, просто ошеломляющий рост беспризорности в нашей стране. Высокая динамика обездоленных детей, недоработка российской системы контроля и учета не могут дать точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашейстране.

Публикация «Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома» размещена в разделах

Сиротство-это фактор, разрушающий значительное число связей ребенка с миром взрослых и сверстников, живущих в более благополучныхусловиях со всей окружающей его социальной средой, вызывает глубокие вторичные нарушения психического, физического и социального состояния.

Воспитание в государственных учреждениях, их смена и смена опекунов, позднее усыновление – это большая часть факторов стресса, которые травмируют психику ребенка, делают реализацию его потенциальных возможностей затруднительной, меняют его судьбу на все 180 градусов, надолго разрушают его взаимоотношения с окружающим миром и влияют на процесс социализации.

Теоретическая основа исследования. Г. Селье (1950,1960)были изложены расшифровка термина «стресс», который показал независимость процесса приспособления от нагрузки и характера раздражений.

Под понятием стресс психологи понимают (от англ. Stress–напряжение, давление) то эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие извне.

Эффективность формирования стрессоустойчивости подростков зависит от ряда факторов: психолого-педагогической культуры педагогов и воспитателей, администрации и обслуживающего персонала, уровня их эмпатии, наличия взаимопонимания и взаимоуважения между взрослыми и подростком, а также владения детьми определенными знаниями и умениями, необходимыми для успешного преодоления стрессовых ситуаций.

Распространенная фраза «все болезни от нервов» перешла во фразу «все болезни от стрессов». И не без причин. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний на Земле связано со стрессом, а многие специалисты предполагают, что эта цифра больше в 2 раза.

Стрессоустойчивость воспитанников детского дома является важным фактором развития полноценной самостоятельной личности, социально адаптированной к политической,культурно-демографической и экономическойситуации, способной развиваться духовно,нравственно, интеллектуально и физически.

Проблема стресса изучается как в отечественной психологии (Л. М. Аболин, Н. И. Наенко, Л. А. Китаев-Смык, Б. Х. Варданян, так и в зарубежной (Г. Силье, Р. Лазарус, Н. Эндлер,В. Кеннон). В основном, она изучается в связи с такими эмоциональнымипереживаниями как тревожность, агрессия, неумения ориентироваться в новой социальнойсреде.

Одной их главных, трудно разрешаемых проблем остается проблема в ненадлежащих условиях для комфортного пребывания ребенка в детском доме, к которым можно отнести психологические и педагогические факторы.

К психологическим проблемам можно отнести:

- внутренние психические состояния (тревожность, агрессия, низкая самооценка, плохая адаптивность);

- внешние психологические :некомфортная психологическая атмосфера,напряжение в межличностных отношениях.

К педагогическим проблемам можно отнести:

- несовершенная программа адаптации, низкий профессионализм педагогов-воспитателей (профессиональная некомпетентность, низкая профессиональная мотивация, неправильный стиль педагогического общения, текучесть кадров)

Одной из главных проблем формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома – отсутствие или плохая методически продуманная работа педагогического коллектива по адаптации детей, особенно новичков в условиях детского социального учреждения.

Именно недостаточность теоретической разработанности данной проблемы определило цель нашего исследования.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников детского дома

Объект исследования: стрессоустойчивость воспитанников детского дома

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме стрессоустойчивостивоспитанников детского дома.

2. Провести психологическую диагностику стрессоустойчивости воспитанников детского дома.

3. Разработать и внедрить программу по формированию стрессоустойчивости воспитанников детского дома;

4. Разработать практические рекомендации по формированию стрессоустойчивости у воспитанников детского дома.

Гипотеза исследования:

Эффективность психолого-педагогической программы по формированию стрессоустойчивости воспитанников детского дома обеспечивается ее комплексностью и направленностью на снижение наиболее акцентуированных черт, свойственных личности подростка: демонстративность, циклотимность.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ литературы.

Эмпирические: наблюдение, беседа, анализ документов, психодиагностика

Психодиагностические методики :

-методика «Уровнь стрессоустойчивости» Холмса-Раге

- Тест МПДО (А. Е. Личко)

Методологическую основу исследования составляют основные научные положения ведущих ученых – психологов и педагогов : теория стресса Г. Селье (концепция стресса, Р. Лазарус (учение о стрессе, Н. И. Наенко (психическая напряженность, Б. Х. Варданян (стрессоустойчивость, Л. А. Китаев-Смык (психология стресса)

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:в данной работе расширяется представление о стрессевоспитанников детского дома, его диагностике и профилактике, рассматриваются особенности формированиястрессоустойчивостикак фактора полноценной адаптации воспитанников детского дома.

Практическая значимость исследования: результаты проведенного экспериментального исследования могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками, специалистами службы социальной защиты детей в работе по проблеме социальной и личностной адаптации воспитанников детских домов в работе

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости воспитанников детского дома

1.1. Проблема изучения стрессоустойчивости

Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе»[2].

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало больше полувека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»[7]. Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды [48].

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены Г. Селье (1950,1960, который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.

В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс [9].

Представители первого направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации или, как определяет Л. М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия [4].

На наш взгляд, объективистский подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально и не обязательно приведут к развитию стресса.

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989, рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стресс двумя личностными особенностями:

• представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

• представлением о своих способностях влиять на последствия [64; 13].

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В. Э. Мильмана (1980, который рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [35].

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Г. Селье отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь [6].

Встречаются работы некоторых ученых по стрессу в профессиональной деятельности. Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах Р. А. Каразек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами - ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль над способами и результатами выполнения заданий.

Само понятие стресса довольно обширное и имеет много разных истолкований: "Стресс - это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов". Зачастую понятие зависит от концепции, от которой отталкивается автор. Рассматривая понятие стресса с точки зрения влияния эмоций на сложившиеся обстоятельства окружающего мира, некоторые специалисты дают такие определения как: "Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности"(Н. И. Наенко). Состояние стресса достигается людьми, занимающимися сложной работой, сопровождаемой плохими условиями.

Понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, поэтому, нет одного определенного понятия стресса. В нашей работе мы будем опираться на определение Г. Селье "стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" или "общий адаптационный синдром".

Ганс Селье выделял три стадии этого "общего адаптационного синдрома" : первая стадия "тревоги" несёт за собой смысл резкого падения сопротивляемости организма, он испытывает серьёзные трудности; далее следует стадия "адаптации" - происходит адаптация к внешним условиям и заключительной стадией является "истощение" - резкое снижение активных свойств организма[14].

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс.

Депрессия - неспецифическая реакция организма на стресс. Однако, вернёмся к определению стресса по Г. Селье. Чтобы полностью понять это определение, нужно сначала разобраться, что подразумевается под понятием "неспецифический ответ"[34].

Всё, что нас окружает, имеет специфическое влияние на наш организм, заставляя его так или иначе реагировать на изменения, происходящие внутри него или снаружи, в окружающем мире. Как только на наш организм было оказано какое-либо влияние, он принимается за работу над восстановлением привычной ему атмосферы. Г. Селье подробно изложил этот момент в книге "Стресс без дистресса" : "Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым - это и есть сущность стресса. " Из этого вытекает то, что суть стресса одна - неспецифическое поведение организма и, что вызвало эту реакцию - радость или подавленность, положительный фактор или отрицательный - никакой разницы нет[1].

Эустресс проявляется как положительное воздействие на психику и организм человека, так как он мобилизует их, повышает концентрацию внимания, улучшает реакцию и психическую активность в целом. Также он позитивно сказывается на адаптационных свойствах организма[11].

Дистресс - патологический стресс, которые негативно влияет на психику и здоровье человека, ухудшает психическую деятельность, деформирует поведение, порой приводя к абсолютной дезорганизации. Ему сопутствует гиперактивация нейрогуморальных систем, что может стать болезнетворным источником для всех систем и органов в организме. Дистресс может послужить причиной возникновения или обострения невротических, психосоматических и физиологических заболеваний. Формирование того или иного вида стресса находится в зависимости от всех факторов стрессовой ситуации : здоровья, как психического так и физического, личностных особенностей, привычного способа жизни и реагирования на стресс, механизма индивидуальной психологической защиты, степень психологической и социальной поддержки.

Также различают нервно-психический, социальный, тепловой, световой и другие стрессы, а также положительную и отрицательную формы стресса.

Нервно-психический стресс появляется вследствие несовместимости индивидов в группе, большого скопления особей одного вида, постоянного шума и т. д.

Социальный стресс - социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т. д. [32].

Крайне важным Г. Селье считал почерпнуть, чем стресс не является. В нашей повседневной жизни, само слово стресс настолько часто употребляется, что точность его определения стала крайне размытой. У многих стресс ассоциируется с нервным возбуждением или крайне сильным эмоциональным напряжением. Биологический стресс может возникнуть и при игре в шахматы или когда человек неожиданно спотыкается. Биологическая реакция одна и та же, что и если человек прыгает с парашютом, разница лишь в интенсивности организма при достижении стабилизации [17].

По теории Ганса Селье, со стрессом мы встречаемся везде и всюду : когда идём на работу, принимаем душ, едим и даже когда спим. Но в обиходе мы часто употребляем слово "стресс" имея в виду дистресс - негативный стресс, то самое состояние нервного напряжения, которое испытываем в сложных пикантных ситуациях. Окружающий мир наполнен факторами, которые могут легко выбить человека из его привычного жизненного ритма, что приводит к стрессовому состоянию. Эти факторы называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с ритма, нужно иметь иммунную систему против этих стрессоров, то есть хорошую стрессоустойчивость.

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать [7].

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [12].

Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания [22].

В стрессе выделяет основные фазы:

• фаза тревоги - мобилизация защитных сил;

• фаза резистентности - приспособление к сложной, стрессовой ситуации;

• фаза истощения, которое при сильном, продолжительном стрессе может спровоцировать болезнь или даже летальный исход[1].

Проявление дистресса многообразно, однако есть и некоторые общие симптомы. Одним из главных признаков является тревога. Для каждого человека характерен свой уровень тревожности, являющийся оптимальным и позволяющий продолжать нормальную жизнедеятельность. Но при дистрессе, в отличие от эустресса, уровень тревожности повышается в несколько раз, и тревога переходит в свою непродуктивную деструктивную форму. Это ведет к расстройствам когнитивных и вегетативных процессов. Ухудшаются внимание, память, снижается работоспособность, усиливается эмоциональное раздражение, наблюдается чрезмерное напряжение мускулов, плохой аппетит и сон[8].

Также дистресс принимает участие в возникновении психовегетативных отклонений. Вегетативные нарушения, вызванные дистрессом, многолики и отражаются на всех системах организма. Часто они могут маскироваться под симптомы разнообразных физиологических патологий.

Подтверждается причастность эмоционального стресса к возникновению панических атак и вегетативных кризов. Наиболее яркий признак психовегетативного синдрома - паническая атака, включающая большое количество вегетативных нарушений и эмоциональную выраженность в виде паники. Вызывать панические атаки могут многие стрессовые ситуации : жизненные перемены - затяжная болезнь или гибель родного человека, разлука, развод супругов. Или же ситуации связанные с собственным состоянием здоровья: сильное физическое напряжение, голодание, беременность и ее прерывание, роды, хирургические операции, соматическое заболевание и, наконец, спровоцированные стрессом обострения конфликтных ситуаций. Чаще всего причиной стресса и панических атак становятся конфликты семейные[17].

Как последствие эмоционального стресса усугубляются болевые синдромы: головные боли, мигренозные атаки, менструальные боли, миофасциальные болевые синдромы. Происходит это от усиленного мышечного напряжения, наблюдаемого при дистрессе. Также это напряжение сопровождает тревожных и депрессивных людей. Во время стресса мышечное напряжение дает о себе знать, как напряжения в мышцах шеи, лица, особенно лба, и челюстей, сжатые зубы, пальцы на всех конечностях, недовольная мимика, нахмуренность, порывистость жестов, моторная гиперактивность, чрезмерное моргание, резкость в высказываниях и суждениях[5].

Имеющиеся стрессовые факторы можно разбить на следующие группы:

Стрессоры активной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее. Это могут быть:

экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

• производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т. д.

стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома
Опубликовано: 24 сентября 2016 в 18:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Мария Арсаланова (УИ 806196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД