Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома

Мария Арсаланова
Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома

Введение

Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Утрата семьи –очень тяжелая трагедия в жизни любого человека и тем более ребенка, она оставляет глубокий след в его дальнейшей судьбе.

Новое массовое явление – это рост социального сиротства. Низкий уровень жизни и нравственных устоев, огромное число неблагополучных семей в России привело наше общество к тому, что дети часто вынуждены уходить из дома на улицу, вследствие чего, просто ошеломляющий рост беспризорности в нашей стране. Высокая динамика обездоленных детей, недоработка российской системы контроля и учета не могут дать точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашейстране.

Сиротство-это фактор, разрушающий значительное число связей ребенка с миром взрослых и сверстников, живущих в более благополучныхусловиях со всей окружающей его социальной средой, вызывает глубокие вторичные нарушения психического, физического и социального состояния.

Воспитание в государственных учреждениях, их смена и смена опекунов, позднее усыновление – это большая часть факторов стресса, которые травмируют психику ребенка, делают реализацию его потенциальных возможностей затруднительной, меняют его судьбу на все 180 градусов, надолго разрушают его взаимоотношения с окружающим миром и влияют на процесс социализации.

Теоретическая основа исследования. Г. Селье (1950,1960)были изложены расшифровка термина «стресс», который показал независимость процесса приспособления от нагрузки и характера раздражений.

Под понятием стресс психологи понимают (от англ. Stress–напряжение, давление) то эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие извне.

Эффективность формирования стрессоустойчивостиподростков зависит от ряда факторов: психолого-педагогической культуры педагогов и воспитателей, администрации и обслуживающего персонала, уровня их эмпатии, наличия взаимопонимания и взаимоуважения между взрослыми и подростком, а также владения детьми определенными знаниями и умениями, необходимыми для успешного преодоления стрессовых ситуаций.

Распространенная фраза «все болезни от нервов» перешла во фразу «все болезни от стрессов». И не без причин. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний на Земле связано со стрессом, а многие специалисты предполагают, что эта цифра больше в 2 раза.

Стрессоустойчивость воспитанников детского дома является важным фактором развития полноценной самостоятельной личности, социально адаптированной к политической,культурно-демографической и экономическойситуации, способной развиваться духовно,нравственно, интеллектуально и физически.

Проблема стресса изучается как в отечественной психологии (Л. М. Аболин, Н. И. Наенко, Л. А. Китаев-Смык, Б. Х. Варданян, так и в зарубежной (Г. Силье, Р. Лазарус, Н. Эндлер,В. Кеннон). В основном, она изучается в связи с такими эмоциональнымипереживаниями как тревожность, агрессия, неумения ориентироваться в новой социальнойсреде.

Одной их главных, трудно разрешаемых проблем остается проблема в ненадлежащих условиях для комфортного пребывания ребенка в детском доме, к которым можно отнести психологические и педагогические факторы.

К психологическимпроблемам можно отнести:

- внутренние психические состояния (тревожность, агрессия, низкая самооценка, плохая адаптивность);

- внешние психологические:некомфортная психологическая атмосфера,напряжение в межличностных отношениях.

К педагогическим проблемам можно отнести:

- несовершенная программа адаптации, низкий профессионализм педагогов-воспитателей (профессиональная некомпетентность, низкая профессиональная мотивация, неправильный стиль педагогического общения, текучесть кадров)

Одной из главных проблем формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома – отсутствие или плохая методически продуманная работа педагогического коллектива по адаптации детей, особенно новичков в условиях детского социального учреждения.

Именно недостаточность теоретической разработанности данной проблемы определило цель нашего исследования.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников детского дома

Объект исследования: стрессоустойчивость воспитанников детского дома

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме стрессоустойчивостивоспитанников детского дома.

2. Провести психологическую диагностику стрессоустойчивости воспитанников детского дома.

3. Разработать и внедрить программу по формированию стрессоустойчивости воспитанников детского дома;

4. Разработать практические рекомендации по формированию стрессоустойчивости у воспитанников детского дома.

Гипотеза исследования:

Эффективность психолого-педагогической программы по формированию стрессоустойчивости воспитанников детского дома обеспечивается ее комплексностью и направленностью на снижение наиболее акцентуированных черт,свойственных личности подростка: демонстративность, циклотимность.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ литературы.

Эмпирические: наблюдение, беседа, анализ документов, психодиагностика

Психодиагностические методики:

-методика «Уровнь стрессоустойчивости» Холмса-Раге

- Тест МПДО (А. Е. Личко)

Методологическую основу исследования составляют основные научные положения ведущих ученых – психологов и педагогов: теория стресса Г. Селье (концепция стресса, Р. Лазарус (учение о стрессе, Н. И. Наенко (психическая напряженность, Б. Х. Варданян (стрессоустойчивость, Л. А. Китаев-Смык (психология стресса)

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:в данной работе расширяется представление о стрессевоспитанников детского дома, его диагностике и профилактике, рассматриваются особенности формированиястрессоустойчивостикак фактора полноценной адаптации воспитанников детского дома.

Практическая значимость исследования: результаты проведенного экспериментального исследования могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками, специалистами службы социальной защиты детей в работе по проблеме социальной и личностной адаптации воспитанников детских домов в работе

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости воспитанников детского дома

1.1. Проблема изучения стрессоустойчивости

Впервые слово «стресс» встретилосьв 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе»[2].

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало больше полувека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»[7]. Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт,что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. Учение о стрессе в настоящее время получило достаточно широкую известность. Ещё исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды [48].

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены Г. Селье (1950,1960, который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление.

В соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс [9].

Представители первого направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации или, как определяет Л. М. Аболин, эмоциональная ситуация отождествляется со стрессором. Иначе говоря, стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия [4].

На наш взгляд, объективистский подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются стрессогенными только потенциально и не обязательно приведут к развитию стресса.

Субъективисты обозначают свой подход как интеракционную проблему, и представитель данного направления Н. Эндлер (1989, рассуждая о любых проявлениях личности, в том числе о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Основоположником субъективистского подхода считается уже упоминавшийся нами ранее Р. Лазарус, который обусловливал стрессдвумя личностными особенностями:

• представлениями о мире и себе и способностью брать на себя обязательства;

• представлением о своих способностях влиять на последствия [64; 13].

Похожие представления об эмоциональном стрессе можно найти и у В. Э. Мильмана (1980, который рассматривает стресс,как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [35].

Обобщая различные взгляды на природу стресса в современной научной литературе, можно сказать, что термин «стресс» используется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие.

Г. Селье отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь [6].

Встречаются работы некоторых ученых по стрессу в профессиональной деятельности. Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах Р. А. Каразек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии между двумя факторами - ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль над способами и результатами выполнения заданий.

Само понятие стрессадовольно обширное и имеет много разных истолкований: "Стресс - это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов". Зачастую понятие зависит от концепции, от которой отталкивается автор. Рассматривая понятие стресса с точки зрения влияния эмоций на сложившиеся обстоятельства окружающего мира,некоторые специалисты дают такие определения как: "Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности"(Н. И. Наенко). Состояние стресса достигается людьми, занимающимися сложной работой, сопровождаемой плохими условиями.

Понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, поэтому, нет одного определенного понятия стресса. В нашей работе мы будем опираться на определение Г. Селье "стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" или "общий адаптационный синдром".

Ганс Селье выделял три стадии этого "общего адаптационного синдрома": первая стадия "тревоги" несёт за собой смысл резкого падения сопротивляемости организма, он испытывает серьёзные трудности; далее следует стадия "адаптации" - происходит адаптация к внешним условиям и заключительной стадией является "истощение" - резкое снижение активных свойств организма[14].

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс.

Депрессия - неспецифическая реакция организма на стресс. Однако, вернёмся к определению стресса по Г. Селье. Чтобы полностью понять это определение, нужно сначала разобраться, что подразумевается под понятием "неспецифический ответ"[34].

Всё, что нас окружает, имеет специфическое влияние на наш организм, заставляя его так или иначе реагировать на изменения, происходящие внутри него или снаружи, в окружающем мире. Как только на наш организм было оказано какое-либо влияние, он принимается за работу над восстановлением привычной ему атмосферы. Г. Селье подробно изложил этот момент в книге "Стресс без дистресса": "Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым - это и есть сущность стресса. " Из этого вытекает то, что суть стресса одна - неспецифическое поведение организма и, что вызвало эту реакцию - радость или подавленность, положительный фактор или отрицательный - никакой разницы нет[1].

Эустресс проявляется как положительное воздействие на психику и организм человека, так как он мобилизует их, повышает концентрацию внимания, улучшает реакцию и психическую активность в целом. Также он позитивно сказывается на адаптационных свойствах организма[11].

Дистресс - патологический стресс, которые негативно влияет на психику и здоровье человека, ухудшает психическую деятельность, деформирует поведение, порой приводя к абсолютной дезорганизации. Ему сопутствует гиперактивация нейрогуморальных систем, что может стать болезнетворным источником для всех систем и органов в организме. Дистресс может послужить причиной возникновения или обострения невротических, психосоматических и физиологических заболеваний. Формирование того или иного вида стресса находится в зависимости от всех факторов стрессовой ситуации: здоровья, как психического так и физического, личностных особенностей, привычного способа жизни и реагирования на стресс, механизма индивидуальной психологической защиты, степень психологической и социальной поддержки.

Также различают нервно-психический, социальный, тепловой, световой и другие стрессы, а также положительную и отрицательную формы стресса.

Нервно-психический стресс появляется вследствие несовместимости индивидов в группе, большого скопления особей одного вида, постоянного шума и т. д.

Социальный стресс - социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т. д. [32].

Крайне важным Г. Селье считал почерпнуть, чем стресс не является. В нашей повседневной жизни, само слово стресс настолько часто употребляется, что точность его определения стала крайне размытой. У многих стресс ассоциируется с нервным возбуждением или крайне сильным эмоциональным напряжением. Биологический стресс может возникнуть и при игре в шахматы или когда человек неожиданно спотыкается. Биологическая реакция одна и та же, что и если человек прыгает с парашютом, разница лишь в интенсивности организма при достижении стабилизации [17].

По теории Ганса Селье, со стрессом мы встречаемся везде и всюду: когда идём на работу, принимаем душ, едим и даже когда спим. Но в обиходе мы часто употребляем слово "стресс" имея в виду дистресс - негативный стресс, то самое состояние нервного напряжения, которое испытываем в сложных пикантных ситуациях. Окружающий мир наполнен факторами, которые могут легко выбить человека из его привычного жизненного ритма, что приводит к стрессовому состоянию. Эти факторы называются стрессорами. Для того чтобы не сбиваться с ритма, нужно иметь иммунную систему против этих стрессоров, то есть хорошую стрессоустойчивость.

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать [7].

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [12].

Селье выделил три стадии стресса. Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания [22].

В стрессевыделяет основные фазы:

• фаза тревоги - мобилизация защитных сил;

• фаза резистентности - приспособление к сложной, стрессовой ситуации;

• фаза истощения, которое при сильном, продолжительном стрессе может спровоцировать болезнь или даже летальный исход[1].

Проявление дистресса многообразно, однако есть и некоторые общие симптомы. Одним из главных признаков является тревога. Для каждого человека характерен свой уровень тревожности, являющийся оптимальным и позволяющий продолжать нормальную жизнедеятельность. Но при дистрессе, в отличие от эустресса, уровень тревожности повышается в несколько раз, и тревога переходит в свою непродуктивную деструктивную форму. Это ведет к расстройствам когнитивных и вегетативных процессов. Ухудшаются внимание, память, снижается работоспособность, усиливается эмоциональное раздражение, наблюдается чрезмерное напряжение мускулов, плохой аппетит и сон[8].

Также дистресс принимает участие в возникновении психовегетативных отклонений. Вегетативные нарушения, вызванные дистрессом, многолики и отражаются на всех системах организма. Часто они могут маскироваться под симптомы разнообразных физиологических патологий.

Подтверждается причастность эмоционального стресса к возникновению панических атак и вегетативных кризов. Наиболее яркий признак психовегетативного синдрома - паническая атака, включающая большое количество вегетативных нарушений и эмоциональную выраженность в виде паники. Вызывать панические атаки могут многие стрессовые ситуации: жизненные перемены - затяжная болезнь или гибель родного человека, разлука, развод супругов.Или же ситуации связанные с собственным состоянием здоровья: сильное физическое напряжение, голодание, беременность и ее прерывание, роды, хирургические операции, соматическое заболевание и, наконец, спровоцированные стрессом обострения конфликтных ситуаций. Чаще всего причиной стресса и панических атак становятся конфликты семейные[17].

Как последствие эмоционального стрессаусугубляются болевые синдромы: головные боли, мигренозные атаки, менструальные боли, миофасциальные болевые синдромы. Происходит это от усиленного мышечного напряжения, наблюдаемого при дистрессе. Также это напряжение сопровождает тревожных и депрессивных людей. Во время стресса мышечное напряжение дает о себе знать, как напряжения в мышцах шеи, лица, особенно лба, и челюстей, сжатые зубы, пальцы на всех конечностях, недовольная мимика, нахмуренность, порывистость жестов, моторная гиперактивность, чрезмерное моргание, резкость в высказываниях и суждениях[5].

Имеющиеся стрессовыефакторы можно разбить на следующие группы:

Стрессорыактивной деятельности: их воздействие на организм осуществляется в процессе выполнения человеком какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушить течение деятельности, но также усилить и мобилизовать ее.Это могут быть:

экстремальные стрессоры - участие в боевых действиях и всех других ситуациях, связанных с риском;

• производственные стрессоры - работа с большой долей ответственности, с дефицитом времени и т. д.

стрессоры психосоциальной мотивации - разного рода соревнования и конкурсы.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры.

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Педагогические условия организационной культуры в аспекте деятельности ДОУ Педагогические условия - это целенаправленно созданная об становка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома
Опубликовано: 24 сентября 2016 в 18:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Мастер-класс «Поздравительная открытка, посвящённая труженикам тыла»
В этом году в нашем саду было предложено каждой группе принять участие в акции по изготовлению поздравительной открытки для вручения труженикам тыла к 1...
«Удивительный космос» (работы детей совместно с педагогом)
Каждый год, 12 апреля, отмечается День Космонавтики. В предверии празднования такого праздника, в нашей группе, всю неделю, мы расширяли знания детей о...
Фотоотчет «Встреча друзей» в старшей группе
Предлагаю фото и видео отчет замечательного праздника "Встреча друзей", который организовал для наших детей Культурно-досуговый центр п. Правохетинский....