Алимова Севиль Рефиковна
Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются аспекты формирования элементарных навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста со сложной структурой нарушения, в том числе с множественными нарушениями в развитии. Раскрыты основные принципы и задачи формирования навыков самообслуживания у детей названной категории.
Ключевые слова: множественные нарушения развития, навыки самообслуживания, специальное дошкольное образование.
Публикация «Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
К сложным нарушениям детского развития относят сочетание 2-х или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. В современной теории специального образования выделяют 3 основные группы детей со сложными нарушениями.
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.
Во вторую – имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития.
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более первичных нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка [2, С. 238-239].
Ввиду тяжести имеющегося нарушения у детей с множественной структурой дефекта, в отличие от условно нормально развивающихся сверстников, навыки самообслуживания не формируются произвольно, по подражанию. Это обусловило тему выбранного нами исследования.
Диагностическим исследованием было охвачено 13 детей дошкольного возраста, страдающих двумя и более первичными нарушениями в психофизическом развитии. Среди детей, охваченных диагностическим экспериментом, были представлены различные нозологии и степени психофизических недостатков :
1. Мальчик, 5 лет. Диагноз – синдром Дауна, умеренная умственная отсталость, нарушение речи, нарушение зрения по типу близорукости (миопия, уровень физического развития не соответствует возрасту.
2. Мальчик, 6 лет. Диагноз – синдром Дауна, умственная отсталость, дизартрия, ослабленность слухового восприятия, физическое развитие в норме.
3. Мальчик, 6 лет. Диагноз – детский церебральный паралич дискинетической формы (гиперкинетическая по классификации К. А. Семеновой, первично сохранный интеллект, дизартрия, нарушения зрительного восприятия, тяжелая двигательная недостаточность.
4. Мальчик, 7 лет. Диагноз – детский церебральный паралич по типу спастической диплегии, задержка психического развития, задержка речевого развития, нарушения зрения, выраженные двигательные расстройства.
5. Мальчик, 5 лет. Диагноз – детский церебральный паралич по типу спастической диплегии (G80.1, задержка психического развития, дизартрия, выраженные двигательные расстройства.
6. Мальчик, 5 лет. Расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, задержка речевого развития, двигательная расторможенность.
7. Мальчик, 4 года. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения, прогрессирующее нарушение зрения по типу близорукости, астения.
8. Мальчик, 4 года. Легкая умственная отсталость, нарушение речевого развития, нарушения опорно-двигательного аппарата.
9. Девочка, 5 лет. Синдром Дауна, умеренная умственная отсталость, тяжелые нарушения речи, двигательная расторможенность.
10. Девочка, 6 лет. Диагноз – детский церебральный паралич по типу спастической диплегии, задержка психического развития, дизартрия, выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата.
11. Девочка, 7 лет. Расстройство аутистического спектра, умственная отсталость легкой степени, речевое недоразвитие, нарушение зрения.
12. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития, компенсированное нарушение слуха (кохлеарный имплант, нарушение зрения.
13. Девочка, 6 лет. Задержка психического развития, задержка речевого развития, нарушение зрения (врожденная катаракта, мышечная астения.
Нами были выделены основные диагностируемые навыки самообслуживания доступные для детей дошкольного возраста и распределены по следующим группам:
1. Прием пищи, включает в себя такие навыки : еда из бутылочки, употребление пищи руками, питьё из кружки, умение есть ложкой, умение есть вилкой;
2. Использование гардероба: надевание носков, надевание футболки (свитера, надевание брюк (колгот, надевание блузы, рубашки, застегивающейся спереди на пуговицы, надевание кофты, застегивающейся спереди на молнию;
3. Обувание;
4. Гигиенические навыки : контроль мочеиспускания, контроль стула, чистка зубов, мытьё рук, умывание.
Оценивание исследуемых навыков проводилось по 5-балльной шкале:
- 5 баллов – высокий уровень сформированности навыка, т. е. ребенок самостоятельно может выполнить, показать, назвать (если речевая сфера достаточно сохранна);
- 4 балла – достаточный уровень сформированности навыка, т. е. ребенок в большинстве случаев может самостоятельно выполнить, показать, назвать;
- 3 балла – средний уровень сформированности навыка, т. е. ребенок может самостоятельно выполнить, показать, но в большинстве случаев только с незначительной помощью взрослого (уточняющие вопросы, показывание на себе.);
- 2 балла – низкий уровень сформированности навыка, т. е. ребенок в большинстве случаев не может выполнить, показать, даже с помощью взрослого;
- 1 балл – крайне низкий уровень сформированности навыка, т. е. ребенку задание недоступно.
Выделение пятиуровневой оценки сформированности навыка необходимо для того, чтобы отследить минимальное расширение опыта ребенка, т. к. темпы формирования знаний, представлений и практических действий у детей с множественными нарушениями в развитии резко замедлены, а восприятие в большинстве случаев искажено в силу дефектов анализаторных систем. Поэтому трехбалльная система оценивания, как указывает Верещагина Н. В., слишком груба для этой категории детей и не позволяет оперативно отследить изменения и, следовательно, внести изменения в коррекционно-развивающую работу [1].
Имеющиеся у детей нарушения препятствуют им в полной мере освоить навыки самообслуживания. Уровень сформированности отдельных навыков напрямую зависит от степени тяжести нарушения и от возраста ребенка. При наиболее сложных вариантах дизонтогенеза речь может идти скорее об отсутствии, чем о наличии тех или иных навыков у детей.
Приведем сводные данные по каждой группе навыков самообслуживания у детей диагностируемой группы.
Таблица 1
Сводные данные по каждой группе навыков самообслуживания (в %)
Диагностируемые навыки Уровень сформированности навыка
кН Н С Д В
1. Прием пищи 0 15,4 30,75 30,75 23,1
2. Использование гардероба: 7,7 30,75 30,75 15,4 15,4
3. Обувание 23,1 30,7 23,1 15,4 7,7
4. Гигиенические навыки : 0 23,1 30,7 23,1 23,1
В – высокий, Д – достаточный, С – средний, Н – низкий, кН – крайне низкий уровень. Показания для групп навыков 1, 2, 4 вычислялись исходя из среднеарифметических показателей с округлением до целого числа баллов.
Полученные данные позволяют говорить о достаточно низком уровне сформированности навыков самообслуживания у детей названной группы.
При этом диагностика является только первым шагом на пути создания психолого-педагогических условий их формирования. Реализация условий формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями в развитии возможна при соблюдении ряда принципов:
1. Принцип совместной деятельности подразумевает, что обучение детей происходит исключительно совместно с взрослым и под его контролем.
2. Принцип связи с жизнью – все формируемые умения и навыки должны носить прикладной характер и быть связанными с повседневной жизнью и конкретными ситуациями.
3. Принцип опоры на ранее усвоенные знания и умения. Развитие и углубление имеющихся у детей навыков происходит на основе уже имеющегося опыта.
4. Принцип опоры на ведущую деятельность и сохранные сенсорные функции подразумевает, что формирование навыков самообслуживания идет с опорой на ведущий вид деятельности ребенка, основывается на неповрежденных или менее поврежденных системах организма.
5. Принцип деятельностного подхода предусматривает развитие ребенка с активным привлечением средств музыки, изобразительного искусства, театрализованных представлений, танцевальных элементов и прочего.
6. Принцип системности определяет постоянство и регламентированность коррекционно-воспитательного процесса.
7. Принцип тесной взаимосвязи с семьей подразумевает активное включение родителей или лиц, которые их заменяют, в формирование навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями.
Особенность реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии заключается в обязательности повторения материала с малейшим осложнением, изменением условий задания, материалов изготовления и т. д. Повторение одного и того же способствует запоминанию, но не учит переносить опыт взаимодействия с предметами с одного на другой, не развивает самостоятельность, не стимулирует познавательную активность. Малейшее изменение условий известного ребенку задания (игры, упражнения) необходимо для того, чтобы расширять его сенсорный опыт и стимулировать самостоятельность. Стимулирование самостоятельности, а не постоянный контроль, нужно этой категории детей : они начинают быстрее осознавать себя. Появляются элементы осознанности и целенаправленности действий, связанных не только с культурно-гигиеническими навыками, но и с элементами познавательной активности, не только в специально организованных условиях, но и в быту, на прогулке.
Литература:
1. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2009. – 160 с.
2. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2010. – 304 с.
Сведения об авторе