Татьяна Фискова
Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ»
Подготовила: воспитатель Фискова Т. С.
МДОУ «Детский сад№67»
Игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не часто играют с детьми дома. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Важно создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги. В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезна»! Действительно, в игре ребенок развивается физически, у него воспитывается сообразительность, трудолюбие, инициатива, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Игра выступает как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Учитывая, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ должна иметь свое место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени. Комплексы пальчиковой гимнастики обычно проходят в форме игры, сопровождаются короткими, простыми и понятными детям стишками. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Игры очень увлекательны, способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам, поэтому тренировку пальцев рук можно начинать с ясельного возраста, в неё могут входить простые движения пальцев, массаж кисти рук и каждого пальчика. Не зря талантом и мудростью нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них только развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее действие.
При выполнении упражнений для развития мелкой моторики руки у детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие рекомендации: -начинайте и заканчивайте занятия массажем кистей рук;
-проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом ребенка и учетом уровня его физического развития;
-сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно;
-переходите к освоению более сложных навыков только после того, как ребенком будут хорошо усвоены простые двигательные движения;
-чередуйте новые и уже хорошо знакомые игры и упражнения;
-следите за правильностью выполнения упражнений, при необходимости оказывая помощь: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. ;
-при выполнении упражнений проговаривайте текст, постепенно привлекая ребенка к проговариванию отдельных слов, фраз, предложений;
-поощряйте творческую активность ребенка, проводите занятия эмоционально, не забывайте хвалить ребенка за успехи;
-внимательно следите за настроением и физическим состоянием ребенка, при первых признаках усталости, недовольства занятие необходимо прекратить и переключить его внимание на другой вид деятельности.
Примером пальчиковой игры для детей с ОВЗ Может стать игра «Утиути». «Ути –Ути» «Ути-Ути», полетели (машем руками ребенка) На головушку сели (кладем ладони ребенка ему на голову) Поклевали, поклевали (слегка «клюем» голову ребенка его пальцами) И домой улетали (руки с головы «слетают») «Тук-тук» -Тук –тук –тук! (три удара кулаками дуг о друга) Да-да-да! (три хлопка в ладоши) Можно к вам? (три удара кулаками дуг о друга) Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
Отличным средством для развития мелкой моторики является Су-джок они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат, однако обладают высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Использование Су-джок массажёров создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц руки. Например, упражнение «Мячик»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка
Роль дидактической игры в процессе обучения детей с ОВЗ Одной из форм обучения детей с ОВЗ является дидактическая игра. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей : замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры в развитии детей с ОВЗ состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуальнопсихологических особенностей личности ребенка с ОВЗ. Коррекционные задачи, решаемые в представленных ниже дидактических играх, связаны с повышением зрительно-двигательной активности детей, развитием их зрительных функций. Большое значение придается формированию у детей с ОВЗ познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, мышления, речи и воображения.
Примерный перечень игр.
1. Социально-бытовая ориентировка: «Что слышат наши ушки?» Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы. Ход: предложить детям услышать в где звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции взрослого: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец. «Маленькие ножки» Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела. Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится. Маленькие ножки бег на месте Бежали по дорожке Бежали лесочком прыжки на двух ногах Прыгали по кочкам Прыг-скок, прыг-скок, Прибежали на лужок поставить ногу на пятку Потеряли сапожок.
2. Развитие зрительного восприятия: «Собери целое» Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социальнобытовую ориентировку. Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»
3. «Найди пару» Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький» Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.
4. «Зоркий глаз» Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза. Ход: предложить рассмотреть наложенные друг на друга контуры предметов (геометрических фигур, животных); обвести пальцем или через кальку копировать фломастером, узнавая кто (что) спрятался в картинке
5. Ориентировка в пространстве: «Самолет» Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда. Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту. Пролетает самолет (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом) С ним собрался я в полет Правое крыло отвел, посмотрел Левое крыло отвел, поглядел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) Я моторы завожу И внимательно гляжу Как пропеллеры: жу-жу (вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук) Поднимаюсь в высь, лечу. (встают на носочки, руки в стороны, начинают движение) Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у (летают, как самолеты) Поворот, разворот Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у (движение с наклоном туловища при повороте) Я лечу над городами Пролетаю над полями (продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх) Над лесами я кружусь Знаю скоро приземлюсь (кружение) Вижу свой аэродром (руками изображают бинокль, выбирают место посадки) Отдохну-ка я на нем (приседание).
Важным средствам развития детей с ОВЗ является подвижная игра, так как она активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, приносит ребенку положительные эмоции. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
«Узнай по голосу» Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве. Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево, приговаривая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить. «Догоняй мяч» Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений. Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.
«Лучший нос» Цель: развитие зрительной памяти, обоняния тренировка умения ориентироваться на плоскости. Инвентарь: несколько одинаковых пакетиков с разными пахучими веществами: апельсиновыми корками, кусочками яблока, чесноком, сыром, перцем, луком (очищенным, кусочком лимона и т. п. Инструкция. Нужно предложить детям обнюхивать один пакет за другим на небольшом расстоянии, и ответить какие вещества находятся в пакетах. Кто даст больше правильных ответов, тот и победил. Таким образом, ограниченные возможности здоровья - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с ОВЗ помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.