Светлана Малофеева
Консультация для родителей по развитию речи ребёнка.
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию консультацию, которую я проводила с родителями по развитию речи ребёнка дошкольного возраста. В ней были освещены 4 вопроса, которые очень часто задают родители в раннем возрасте.
1. Если ребёнок плохо говорит…
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи ребёнка,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В последние годы логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Причина в том, что уже будучи беременной, будущая мамам зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходит не без осложнений. Так же всё меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей. Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в два года, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу.
2. Задержка речевого развития.
Задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Каковы причины задержки речевого развития разнообразны :
Проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия;
Интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи;
Соматическая ослабленность, болезненность ребёнка;
Отсутствие адекватных условий для развития речи малыша;
Если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребёнку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
Если у взрослых в семье нет ни времени, ни желания общаться с ребёнком.
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребёнка задерживается, не стоит затягивать с обращением к логопеду, неврологу и психологу. Определить причины задержки речевого развития и оказать ребёнку помощь, начать занятия с логопедом и психологом.
3. В каких случаях необходима консультация логопеда?
Проконсультироваться необходимо, если ребенок:
• в 3 - 4 года пропускает звуки К, Г, Х, В в словах или заменяет их другими звуками. В норме правильное произношение этих звуков формируется рано
• смягчает звуки С, З (например «сябяка», что может быть допустимо только для детей не старше 3-х лет
• заменяет звуки С, З, Ц другими звуками или искажает их звучание, особенно если язычок высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающий звук)
• заменяет или искажает звуки Ш, Ж, Ч, Щ в возрасте старше 4- х лет: заменяет звук Ш на С, Ж на З, Ч на Ть, Щ на Сь; произносит звук Ш с призвуком Ф; при произнесении звуков Ш, Ж язык находится внизу, и звук слышится чуть смягчено
• неправильно произносит звуки Л, Ль, Р, Рь в возрасте старше 5- ти лет: заменяет эти звуки другими: Ль на Й (Йена вместо Лена, Р на Л; может быть отсутствие звука: «ука» вместо «рука»; искажение произношения: горловое произношение, при котором вибрирует мягкое небо.
• правильно, но медленно воспроизводит слова
• переставляет слоги местами («ГЕБЕМОТ» вместо «БЕГЕМОТ»)
• укорачивает слова («КОФЕТА» вместо «КОНФЕТА»)
• испытывает затруднения при назывании знакомых и малознакомых предметов (например чайник называет чай, кастрюлю- тарелкой, репу- луком); путает или не использует обобщающие понятия (фрукты называет овощами, путает одежду и обувь)
• путает или не знает названия цветов (красный, синий, зеленый)
• пропускает предлоги, заменяет их или употребляет неверно. Например, вместо «из-за дерева» говорит «из дерева», вместо «за забором- под забором» и тому подобное
• не может пересказать любимую сказку, составить рассказ по серии картинок.
4. Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна уже давно. Нужно помнить, что развивая тонкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребёнка вперёд, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних заданий?
• Предложить ребёнку разложить перемешанную фасоль и горох в две разные баночки; для мальчика можно предложить разложить болтики и гайки;
• Выкладывание несложных предметов из счётных палочек (лесенка, ёлочка, домик, кроватка);
• Выкладывание узоров из гороха, фасоли, желудей на тонком слое пластилина;
• Лепите из пластилина, играйте в мозаику, пазлы;
• Учите ребёнка застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнурки, замочки;
• Рисуйте с ребёнком красками (кисточкой и пальчиком);
• Проводите с ребёнком игры с пальчиками или пальчиковые гимнастики.