Елена Мозгунова
Консультация для родителей по речевому развитию детей второго года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Малышу второй год. Как он говорит?
Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.
Публикация «Консультация для родителей по речевому развитию детей второго года жизни» размещена в разделах
Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное речевое развитие.
После года ребенок начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова.
При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30-35 слов.
В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку.
С полутора до двух лет - идет увеличение словарного запаса (малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера.
К концу 2-го года ребенок начинает использовать речь по назначению, т. е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем-то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т. д.
Развитие речи ребенка – длительный процесс, успешность его протекания зависит от:
- речевой среды,
- социального окружения,
- семейного благополучия,
- индивидуальных особенностей личности,
- познавательной активности ребенка,
- уровня развития моторики,
- состояния здоровья и т. д.
У всех детей развитие речи протекает по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, например, что девочки быстрее, чем мальчики, овладевают умением пользоваться словами.
Если ребенок в два года говорит очень мало и не понятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, и вы достаточно общаетесь с ним, беспокоиться не стоит.
Советы по развитию речи детей
• Между вами и ребенком должны быть установлены эмоционально - доверительные отношения.
• Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной.
• Ребенок будет копировать вашу речь, поэтому не стоит сюсюкаться и повторять неправильно выговариваемые им слова. Учите его произносить слова правильно.
• Можно предлагать ребенку для повторения облегченные слова, но тут же сопровождайте их правильно произносимыми словами («би-би»-машина, «ав-ав»-собачка).
• Лучше всего речь развивается в активной деятельности, когда малыш испытывает положительные эмоции и активно действует с каким-то предметом (например, разбирает и собирает пирамидку, а вы вместе с ним проговариваете его действия) или выполняет движения со словами (физкультурные минутки).
• Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события.
• Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогическому общению, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми.
• Ставьте малыша в такие условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте желаний малыша, побуждайте его попросить вас о чё м-то или кого-то позвать: «Позови папу кушать».
• Развивайте крупную моторику (ходьба, общеукрепляющие упражнения) и мелкую моторику ребенка (пальчиковые игры, лепка, конструкторы).
• Обогащайте познавательный и чувственный опыт ребенка (знакомьте с природой, музыкой, творчеством).
• Развивайте мышление, восприятие, память, внимание ребенка.
ВОСПРИЯТИЕ РЕБЕНКА
Помимо речи в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Из всех этих взаимосвязанных функций в этом возрасте доминирует восприятие. Как это проявляется?
Дети максимально связаны наличной ситуацией - тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является импульсивным, ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка; ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней делать.
ПАМЯТЬ РЕБЕНКА
В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.
МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА
Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому его принято называть наглядно – действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком.
В это время в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Например, он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через пять дней ему что-то подарят.
Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой. Для этого возраста характерны яркие эмоциональные реакции,связанные с непосредственными желаниями ребенка. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся вещей», и отсутствие внимания со стороны взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т. п. Как известно, такие вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности, вообще игнорируют.
В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка в этом возрасте очень легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-т о интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Из цикла бесед с логопедом «Наши малыши» Центра Игровой поддержки и развития МБДОУ № 54