Наталья Владимировна Рожкова
Консультация для родителей по воспитанию детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Свыше половины легких отклонений в умственном развитии
классифицируется педагогами и психологами как «задержка
психического развития» (ЗПР) у детей. Понятие ЗПР – психологопедагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии
психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает
временный (несоответствие уровня психического развития возраста)
характер отставания, которое с возрастом тем успешнее
преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в
Публикация «Консультация для родителей по воспитанию детей с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
адекватные для них условия воспитания и обучения.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные)
органические повреждения мозга ребенка: или врожденные, или
полученные в период беременности и родов, а также на ранних
периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в
результате ослабленности ЦНС инфекциями, хроническими
соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного
мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома
ЗПР существенную роль играют конституционные факторы,
органическая недостаточность нервной системы генетического
происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания.
Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в
развитии, но не представляют единственную или главную причину
ЗПР.
Дети с диагнозом задержка психического развития – особые.
Требуют повышенного внимания, умения с ними общаться, правильно
выстраивать работу для облегчения состояния. Помочь малышу могут
не только специалисты в специальных учебных заведениях, но и
близкие люди, в первую очередь, родители. Важно соблюдать
рекомендации психолога по воспитанию детей с ЗПР для родителей :
Учитывайте, что у ребенка слабая память, внимание, отстают
мыслительные процессы. Из-за этого трудно понимать, запоминать
даже простую информацию, ему требуется постоянное системное
повторение. Регулярно интересуйтесь, что нового он узнал в детском
саду, а потом повторяйте это вместе. В младших классах школы
повторяйте дома пройденный на уроках материал, закрепляйте
навыки совместным выполнением домашнего задания.
Помощь в обучении должна носить своевременный характер. Не
выполняйте задание за ребенка, даже если он испытывает какие-либо
трудности. Лучше еще раз разберите с ним теоретический материал, а
потом заново предоставьте возможность выполнить работу
самостоятельно.
Заранее определите, кто будет заниматься с ребенком, выполнять
задания дефектолога, психолога, учителя. Для лучшего результата это
должен быть один и тот же человек.
Время занятий должно быть твердо закреплено за конкретным часом в
режиме дня. Системность дисциплинирует ребенка, помогает лучше
усваивать знания.
Используйте яркие наглядные и интерактивные материалы.
Уделяйте внимание не скорости, а качеству выполнения задания.
Продолжительность занятий у младшего школьника не должна
превышать 1 час с учетом смены деятельности. У дошкольников
время сокращено до 30 минут.
Получив задание, убедитесь, что вам все понятно. Это важно, чтобы
не запутать малыша при выполнении.
Занятия должны быть ежедневными.
Периодически проводите закрепление нового материала во время
прогулок или игр в виде простых вопросов в формате диалогов.
Не требуйте с малыша то, чего он еще не знает.
Хвалите за малейшие успехи. Так как развитие идет не очень
быстрыми темпами, успехи не так заметны. Тем более ценны. Получая
одобрение, ребята мотивируются на дальнейший прогресс.
Сохраняйте максимально доброжелательную атмосферу. Малыш не
должен быть свидетелем потенциально опасных для его психики
событий. В том числе ссор между родителями.
Организация режима дня и места для занятий:
установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов
семьи;
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения
ребёнком задания;
избегайте по возможности больших скоплений людей;
помните, что переутомление способствует снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Результативные рекомендации:
Постоянно разговаривайте. Во время любого дела,
самостоятельного или общего, ведите диалог о том, что видите
вокруг и о том, что делает он или другие люди. Постоянная
речевая практика способствует развитию навыка речи,
расширению словарного запаса, запоминанию информации о
окружающем мире.
Выдерживайте спокойный тон, среднюю скорость, выделяйте
интонацией важное.
Говорите правильно, не коверкайте формы слов. Стройте
предложения на одно-два слова длиннее, чем ребенок. А
усложняйте их только после того, как малыш перейдет на более
сложную для него конструкцию.
Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа. Если
ребенок затрудняется в ответе, стройте вопрос как выбор из
нескольких вариантов с использованием слова «или».
Выдерживайте паузу после вопроса, давая ребенку время подумать
над ответом.
Вслушивайтесь в окружающие звуки, определяйте их происхождение
вместе. Превратите это в игру.
Рассказывайте короткие занятные истории, а затем просите ребенка их
пересказать. Если это не получается, помогайте ему, задавая
наводящие вопросы. Это можно превратить в семейную игру. Мама
рассказывает историю, а папа или другой родственник просят
пересказать ее им.
Работайте вместе с профессионалами. Результатов можно добиться,
совмещая занятия со специалистами и закрепление нового дома.
Проявляйте терпение, не раздражайтесь, ведь ребенок не виноват в
своих проблемах. Не называйте его глупым, не ругайте за
медлительность реакций.
Найдите единомышленников, воспитывающих малышей с таким же
диагнозом. Вместе вам будет легче справляться с психической
нагрузкой, разрешать сложные ситуации.
Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность,
постоянный новый опыт, контакт с нестандартными задачами.
Контролируйте, как он с ними справляется, но не делайте это за него.
ЗПР – это диагноз, от которого можно избавиться со временем при
усердной работе вместе с профессионалами.
Список использованной литературы
1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А. Ф. Ануфриев,
С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 2000. – 273 с.
2. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. [Текст] / И. Э. Унт. -М., 1990.-
195 с.
3. Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на
формирование по-лоролевого поведения мальчиков-подростков из неполной семьи /
Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 175-178.
4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой
психического развития. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 192 с.
5. Зайцев Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями //
Педагогика. — 2003. — № 1. — С. 21-30.