Получи документы

Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка»

Оксана Кустова
Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Публикация «Консультация для родителей „Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка“» размещена в разделах

Природа повседневно воздействует на ребенка. Здесь он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом - жаркое, а луна – не всегда круглой.

Ребенок, как показали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».

Так мама формирует доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому. Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:

У красы – березки

Платье серебрится,

У красы- березки

Зеленые косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березу:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка – в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

Какими еще приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этическое и эстетические чувства к природе?

• Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п.

• Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

• Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

• Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

• Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка – муравушка, зайчик – побегайчик и т. п.

• Вводить элементы игры, пробуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами.

• В присутствии ребенка не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка.

Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить : знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет, забывая о развитии эстетического воспитания.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов из опыта работы «Значение игровой деятельности в речевом развитии ребенка» 1. Теоретические предпосылки значения игровой деятельности в речевом развитии ребенка Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.

Консультация для педагогов «Роль изобразительной деятельности в познавательном развитии» Роль изобразительной деятельности в познавательном развитии Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Речь — один из наиболее мощных факторов.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей» "Роль книги в речевом развитии детей" Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания,.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей» «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», говорил великий педагог своего времени.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей». Цель: Рассмотреть современные здоровьесберегающие.

О нормальном речевом развитии ребенка Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются.

План взаимодействия с родителями воспитанников на год в познавательном и художественно-эстетическом развитии детей 6–7 лет Сентябрь: 1 – я неделя: Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок», в результате анкетирования выявить интересы познавательного и художественно.

Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 01:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кустова (УИ 173529) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД