Седова Наталья Владимировна
Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры».
Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка", Дошкольное отделение МОУ СОШ № 12, город Жуковский.
Цель:
Публикация «Консультация для родителей „Развитие дошкольника через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Дать родителям представление о роли дидактических игр в познавательном развитии детей.
Задачи:
- Обогащение представлений родителей о необходимости использования различных дидактических игр для своих детей не только дома, а также в детском саду.
- Дать представление, что же такое дидактическая игра.
- Познакомить родителей с разнообразными видами дидактических игр.
- Разъяснить родителям основные цели и задачи дидактических игр, как одного из важнейших и доступных средств всестороннего развития ребёнка.
- Обратить внимание родителей на огромную значимость дидактических игр для развития ребёнка.
Природным исследователем мира, в котором он живёт, является ваш ребёнок. Маленький человек открывает мир с помощью тактильных ощущений, чувств, переживаний, различных действий, и если мы хотим воспитать личность с высоким интеллектом, то в первую очередь нужно создавать все условия для её развития, а для этого необходимо развивать познавательную деятельность у детей, активизировать у них любознательность, пытливость, повышенный интерес ко всему, что их вокруг окружает.
Игра является ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте, ведь играя, ребенок познает, изучает окружающий мир и развивается. Большое внимание уделяется этому виду игры, т. к. она является особым видом игровой деятельности и развивает активность ребенка.
Дидактические игры создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, и это является их характерной особенностью, но при этом, они все же остаются играми.
Играя с детьми в дидактические игры перед ними ставятся такие задачи, решение которых требует внимания, усидчивости, сосредоточенности, умственного усилия, умения осмыслить и принять правила и последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры способствуют развитию ощущений и восприятия, формированию представлений и усвоению знаний. В дидактической игре осуществляется формирование высших психических функций, т. е тех фундаментальных психических процессов, без которых невозможно говорить о развитии интеллекта ребёнка.
Играя в дидактическую игру, ребенок не только приобретает новые знания, но также и обобщает, обогащает их, у ребенка появляются познавательные процессы и способности: любознательность, возникает познавательная активность, понимание взаимосвязи простейших явлений. Кроме закрепления, расширения, имеющихся у ребенка знаний и умений, в дидактической игре у него развиваются такие качества, как находчивость, усидчивость, терпение, сообразительность, инициатива, умение преодолевать трудности, считаться с мнением товарищей, т. е. умение жить в социуме. Поэтому, дидактические игры являются своеобразным средством обучения, которое отвечает всем особенностям ребенка и вводится во все системы дошкольного воспитания.
Наглядность действует на детей раннего дошкольного возраста сильнее, чем слово, поэтому, объяснение правил игры необходимо интегрировать с показом игрового действия.
Игры нужно проводить так, чтобы они обеспечивали бодрое и радостное
настроение.
Проведение дидактической игры включает:
1. Подготовка.
Выбор игры должен соответствовать возрасту ребенка, определение удобного времени и комфортного места игры, количества игроков.
2. Знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет применен в игре - это показ предметов, картинок и карточек, краткая ознакомительная беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них.
3. Объяснение правил и хода игры, при этом важно направлять внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил.
4. Демонстрация игровых действий, в процессе которого взрослый обучает детей правильно выполнять действия. Установление роли взрослого в игре, его участие в качестве обучающего, играющего, болельщика или судьи.
5. Подведение итогов игры, определение по результатам игры победителя. Затем, взрослый определяет эффективность данной игры, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности; дает возможность выявить индивидуальные способности в поведении детей и характер играющих детей.
Различаются дидактические игры по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.
По содержанию дидактические игры можно подразделить на:
1. Игры по сенсорному воспитанию.
2. Игры по ознакомлению с природой.
3. Математические.
4. Речевые.
5. Музыкальные.
6. Для ознакомления с окружающим.
7. По изобразительной деятельности.
По дидактическому материалу:
1. Игры с предметами, природным материалом и дидактическими игрушками.
2. Настольно-печатные игры и игры на фланелеграфе или магнитной доске, покупные и созданные своими руками.
3. Словесные игры.
Игры с предметами наиболее понятны детям, т. к. они основаны на
непосредственном восприятии, совпадают со стремлением ребенка действовать с вещами и знакомится с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, развивают мелкую моторику рук. Смысл этих игр в том, что с их помощью дети обогащают свои знания о свойствах предметов, их величиной и цветом. Например, игры с матрешками, кубиками, пирамидками, бусами. Во время игры ребенок сортирует детали по цвету, размеру и форме. Интерес к дидактическим играм не угасает у детей на протяжении всего дошкольного детства.
Примеры таких игр: «Собери пирамидку», «Одинаковые предметы», «Что лишнее?», «Собери матрешку из двух половинок», «Оденем куклу», «Напоим Чебурашку чаем», «Назови цвет», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало» и т. д.
Настольно – печатные игры и игры на фланелеграфе или магнитной доске, так же, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям теперь дается только его изображение. Эти игры помогают знакомить ребенка с окружающим миром, миром животных, насекомых, морских обитателей, растений, явлениями живой и неживой природы и т. д.
Это лото, складные кубики, парочки, мозаики, мемо картинки, «бродилки» с фишками и игральным кубиком, разрезные картинки, карточки, которые знакомят детей с отдельными предметами: посуда, мебель, одежда, профессии людей, видами транспорта, животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. С помощью этих игр развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление, наблюдательность.
Примеры таких игр: «Кто, где живет?», «Времена года», «Кто в домике живет?», «Кто, что ест?», «Виды транспорта», «Большой и маленький»,
«Овощи и фрукты», «Собери картинку из двух половинок», «Где это можно купить?», «Летит, плывёт, едет», «Где, чей хвост?», «Найди тень от игрушки», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Цифры», «Геометрические фигуры», «Один – много» и т. д.
Очень важно, чтобы дидактические материалы и настольно – печатные игры были красочными, интересными, крупными, прочными, имели познавательное и доступное содержание.
Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, т. к. темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Словесные игры способствуют формированию устойчивого интереса ребенка к родному языку, обеспечивают возникновение доброжелательной атмосферы, снимают эмоциональное напряжение, приводят к психологической разгрузке.
Словесные игры не требует предварительной подготовки и специального оборудования, а следовательно, они используются в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах, очень удобно использовать эти игры во время длительных поездок.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по
словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примеры таких игр: «Кто как кричит?», «Когда это бывает?», «Найди, о чем расскажу», «Отгадай, кто это?», «Какой звук потерялся?», «Слово можно прошагать», «Вкусные слова», «Цепочка слов», «Звуки перепутались», «Добавлялки» и т. д.
Дидактическая игра становится средством всестороннего воспитания личности ребенка, представляя собой многоуровневое, сложное педагогическое явление, т. к. она оказывается и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенка в процессе игры привлекает не обучающая задача, а возможность проявить свою активность и заинтересованность, правильно выполнить игровое действие, добиться лучшего результата, и обязательно выиграть. Но в то же время, если ребенок не овладеет знаниями и умениями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Следовательно, возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельностью – отличительная особенность дидактических игр.
Вот почему, дидактические игры играют большую роль в развитии
познавательных способностей ребенка раннего дошкольного возраста.
Уважаемые родители, если Вы будите уделять своему ребёнку 15-20 минут, играя с ним в дидактические игры, то он будет развиваться намного быстрее и успешнее. С помощью дидактических игр у ваших детей войдет в привычку самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Очень важно, что во время игры будет развиваться речь вашего ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение трудных звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Не маловажную роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру, нужно обратить внимание на то, чтобы дети, играя, усваивали нормы и правила поведения, чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения. Руководя игрой, Вы воспитываете активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить новое.
Ребенок, увлеченный игрой, совсем не понимает, что он учится, хотя он сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра дает детям возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения, а играя с детьми, вы не только помогаете развиваться Вашему ребенку, но и создаете положительный эмоциональный подъем, вызываете хорошее самочувствие и укрепляете детско – родительские отношения.
Занимайтесь совершенствованием познавательной деятельности Ваших детей с раннего возраста, так Вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно и логически мыслит.